Фильм | Сеансы | Площадка | ||||||||
21 | марта 2013, Четверг | |||||||||
Меир Езофович (Юзеф Остоя-Сульницкий, 1911)
Первая экранизация производства крупнейшей польской киностудии эпохи немого кино "Сфинкс", а точнее, иллюстрация, эксплуатировавшая мотивы первоисточника, связанные с ассимиляцией обитателей еврейского местечка в Польше. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Бестия (Александр Херц, 1917)
Самый старый сохранившийся фильм с участием звезды немого кино Полы Негри. Вскоре после съемок этой типичной салонной драмы Негри навсегда покинула родину. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Для тебя, Польша (Антоний Беднарчик, 1920)
Фильм был снят еще во время советско-польской войны и открыл серию патриотических картин, характеризующихся прямолинейностью пропаганды, однозначностью оценок и выводов. Действие происходит зимой и весной 1919 года на северо-восточных территориях бывшей Речи Посполитой, куда вторгаются отряды Красной Армии. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Краков. Торжества в 500-ю годовщину Грюнвальдской битвы (1910, 1 мин.)
|
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Краков отмечает столетие со дня смертя князя Юзефа Понятковского (1913, 3 мин.)
|
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
22 | марта 2013, Пятница | |||||||||
Сильный человек (Хенрик Шаро, 1929)
Эта картина, сделанная в преддверии эпохи звукового кино, вошла в историю польского кинематографа как одна из наиболее совершенных немых лент. Рассказ о своего рода сверхчеловеке, его моральном падении и попытке возрождения, безусловно, отмечен влиянием немецкого экспрессионизма, но также и русской школы – главную роль исполнил замечательный актёр МХТ Григорий Хмара, тогда уже живший в Германии. Нельзя не отметить, что Шаро считал себя учеником Мейерхольда, который экранизировал "Сильного человека" еще в 1916 году. Однако этот фильм, увы, не сохранился, поэтому трудно делать какие-либо выводы о том, повлияла ли на Шаро мейерхольдовская экранизация романа Пшибышевского. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
23 | марта 2013, Суббота | |||||||||
Молодой лес (Юзеф Лейтес, 1934)
Центральное произведение важнейшего польского режиссёра 1930-х Юзефа Лейтеса, специализировавшегося на реалистических картинах с психологической подоплекой. "Молодой лес" рассказывает о бунте школьной молодёжи против учителей, проводивших русификацию, но также показывает единение поляков и русских в борьбе с царизмом во время революции 1905 года. В роли профессора Пакотина выступил знаменитый Казимеж Юноша-Стемповский, а в образе отца главного героя Стефана на экране можно увидеть великого польского актера Стефана Ярача. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
24 | марта 2013, Воскресенье | |||||||||
Граничная улица (Александр Форд, 1948)
Одна из самых значительных польских картин первого послевоенного десятилетия, поставленная совместно с пражской киностудией "Баррандов". Александру Форду удалось с максимальной для тех лет смелостью показать жизнь варшавского гетто и восстание в нем весной 1943 года, но, наверное, самое главное – передать всю сложность отношений между поляками и евреями на примере жителей одного дома, стоящего на границе гетто. В сущности, Форд открыл эту тему для мирового кинематографа. Картина получила Золотую медаль на Венецианском кинофестивале. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
26 | марта 2013, Вторник | |||||||||
Настоящий конец большой войны (Ежи Кавалерович, 1957)
Психологическая драма о том, как война уничтожает психику людей, продолжает изнутри разрушать их жизнь и после подписания мирных договоров. Роза и Юлиуш поженились незадолго до начала войны и были очень красивой парой. Во время войны Юлиуш попадает в концлагерь. Не получая вестей от мужа и потеряв всякую надежду на его возвращение, Роза пытается начать новую жизнь… В этом фильме впервые в истории польского кино в качестве смыслообразующего выразительного средства была использована субъективная камера. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
27 | марта 2013, Среда | |||||||||
Особые приметы (Ежи Сколимовский, 1964)
Дипломная работа Ежи Сколимовского, смонтированная из нескольких учебных этюдов, снятых в Лодзинской киношколе, стала абсолютной сенсацией общеевропейского масштаба. С одной стороны, Сколимовский предложил здесь авторскую модель польского кино, повернув его эстетику к "новой волне", а с другой – несмотря на кажущуюся внешнюю скромность, создал "духовную биографию поколения" (по выражению исследовательницы М. Янкун-Допарт), которое вступало в жизнь в середине 1960-х. Сколимовский выступил не только сценаристом, художником и режиссёром, но также сыграл главную роль, что, несомненно, придало картине особое, личное измерение. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Слоеный пирог (Анджей Вайда, 1968) Этот короткий телевизионный фильм стоит особняком в творчестве Вайды, поскольку представляет собой гротескную "комедию в стиле поп-арт" (по определению киноведа Т. Любельского). Автор сценария "Слоёного пирога", главный польский фантаст Станислав Лем, кажется, в некотором смысле даже пародирует научную фантастику. Впрочем, возможно, это ощущение возникает потому, что сегодня трансплантология уже не является чем-то сверхъестественным... |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
28 | марта 2013, Четверг | |||||||||
Навылет (Гжегож Круликевич, 1972)
Полнометражный дебют Гжегожа Круликевича – самого последовательного в истории польского кино экспериментатора и теоретика, автора теории "закадрового кинематографического пространства". Основанный на реальных событиях фильм повествует о жестоком и хладнокровном убийстве, совершённом молодой супружеской парой в 1930-е гг. в Польше. Круликевич облекает эту историю в ярчайшую форму: невероятные ракурсы, "нелогичные" композиции кадров, практически полное отсутствие слов и эксперименты со звуком. А за всем этим – проникнутая отчаянием, безысходностью и в то же время пафосом жертвенности картина. "Навылет" вызвал восхищение критики и возмущение зрителей – и до сих пор становится предметом жарких дискуссий. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
29 | марта 2013, Пятница | |||||||||
Мать королей (Януш Заорский, 1982)
Замысел "Матери Королей" – одного из лучших фильмов о сталинизме – возник у Януша Заорского еще в начале 1970-х, но только в 1981 году, в эпоху "Солидарности", сценарий был допущен к производству в легендарном кинообъединении "X" под руководством Вайды. Съемки завершились уже во время военного положения, поэтому официальная премьера состоялась лишь в 1987 году, а в 1988 году картина удостоилась "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале. Действие этой семейной саги начинается в Варшаве начала 1930-х, когда овдовевшая Луция Круль (это слово в польском означает "король") переезжает с сыновьями в полуподвальную квартиру и знакомится с соседом-коммунистом Виктором Левеном... |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
30 | марта 2013, Суббота | |||||||||
Псы (Владислав Пасиковский, 1992)
"Псы" стали своеобразным символом польского кино первого десятилетия после 1989 года. Эта картина сразу после появления вызвала неоднозначные оценки: в ней открыто и жестко был поставлен диагноз обществу – потерянному, неприкаянному, отчаявшемуся. Днем бывших сотрудников Службы безопасности переквалифицируют в полицейских, а по ночам они жгут на городской свалке документы, содержащие подробности их деятельности еще в "ту" эпоху. Тем временем начинается новое противостояние… Мастерски используя схемы американского криминального кино, Владислав Пасиковский с легкостью завоевал сердца польских зрителей, а Вайда сказал о нем: "Этот режиссёр знает о нашей публике что-то, чего я не знаю!" |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
31 | марта 2013, Воскресенье | |||||||||
Двойной портрет (Мариуш Фронт, 2001)
Эта картина создавалась на протяжении нескольких лет и формально была закончена в 2000 году, однако в прокат вышла в 2001-м – таким образом, "закрыв" эпоху 1990-х и, в то же время, обозначив наступление нового этапа. Воспользовавшись собственным опытом в области документалистики и отталкиваясь от датской "Догмы", режиссёр создал тонкую и печальную историю, словно сотканную из кусочков повседневности. Главные герои: выпускник режиссёрского факультета киношколы и начинающая актриса – приезжают в Варшаву в надежде реализовать творческие и личные планы, устроить жизнь так, как им хочется. Однако найти свое место во "взрослом" мире оказывается намного сложнее, чем они представляли. Мариуш Фронт был награжден призом жюри Национального кинофестиваля в Гдыне "За поиск новых форм выразительности", а также призом молодежного жюри, однако с тех пор, увы, не сделал ни одного фильма. |
19-00 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
|