Фильм | Сеансы | Площадка | ||||||||
12 | февраля 2014, Среда | |||||||||
Акварель / Akvarel (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, 1958, 10 мин., 35 мм)
Студенческая короткометражка Отара Иоселиани о том, как искусство преображает жизнь человека. Отар Иоселиани о фильме: "Это моя первая учебная работа по мотивам рассказа А. Грина. Бедная семья: муж — пьяница, жена — прачка. Он тратит последние заработанные женой крохи на выпивку. А в музее, где их сводит судьба, вдруг видят они картину, писанную акварелью, на которой изображен их ветхий домик… Дом, в котором они живут, на картине выглядит уютным и приветливым, а не таким унылым, каким они его себе представляли. И печаль охватывает их…". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Цветы / Sapovnela (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, 1959, 17 мин., 35 мм, грузинский язык, без перевода)
Студенческая документальная картина Отара Иоселиани. Отар Иоселиани о фильме: "Название "Саповнела" означает "Цветок, который никто не может найти". Это мой первый опыт: я пробовал сочетать музыку с цветом. А еще это рассказ о старом цветоводе Михаиле Мамулашвили. создавшем удивительные композиции из растений в своем маленьком саду". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
Апрель / Aprili (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, 1962, 46 мин., 35 мм)
Дипломная работа Отара Иоселиани о том, как стремление к достатку разрушает счастье молодой семьи. Отар Иоселиани о фильме: "Жажда приобретательства убивает в людях способность радоваться, грустить, то есть способность жить, превращает их в мещан. Фильм был снят намеренно без диалогов, мы придумали несуществующий язык, и на этом языке во второй половине картины персонажи бранят друг друга. Не ищите перевода — и так все понятно. Картина более тридцати лет пролежала на полке. В этом фильме, который я снял в 1962 году, я узнаю молодых людей, моих товарищей, какими они были в те времена, когда мы все как беды боялись превратиться в советского буржуа, раба благополучия". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
14 | февраля 2014, Пятница | |||||||||
Листопад / Giorgobistve (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, 1966, ок. 90 мин., 35 мм)
Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1968 году. Дебютный полнометражный фильм Отара Иоселиани. Два юноши - Нико и Отар - приходят работать на винодельческий завод после окончания техникума. Принципиальный Нико обнаруживает нарушения в производственном цикле и совершает "диверсию", помешав выпуску некачественного вина, в то время как Отар пытается построить карьеру, угождая начальству. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
16 | февраля 2014, Воскресенье | |||||||||
Жил певчий дрозд / Iko shashvi mgalobeli (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, СССР, 1971, 78 мин., 35 мм)
Лирическая киноповесть об одном дне легкомысленного музыканта, который хочет всё успеть, но ничего не успевает. В главной роли режиссёр-документалист Гела Канделаки. Гия Агладзе, литаврист оркестра оперного театра, живёт в большом городе. У него много друзей и знакомых. Добрый и отзывчивый по натуре, Гия во всем пытается принять участие… |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
18 | февраля 2014, Вторник | |||||||||
Пастораль / Pastorali (Отар Иоселиани, СССР/Грузия, 1976, 95 мин. 35 мм)
В 1982 году фильм был показан вне конкурса на МКФ в Западном Берлине и получил премию ФИПРЕССИ. Последняя картина Отара Иоселиани, снятая в СССР. После выхода фильм положили на полку, спустя несколько лет он был выпущен в ограниченный прокат. Музыканты приезжают в деревню на каникулы. Пока они отдыхают, выясняют отношения и репетируют, местные крестьяне заняты своей обычной работой. Между крестьянами и музыкантами не происходит никаких особенных конфликтов, но, живя бок о бок, они совсем не понимают друг друга. Несмотря на это, после отъезда музыкантов всем почему-то становится грустно. Название придаёт фильму определенную иронию, но картина Иоселиани, построенная как музыкальное произведение, пронизана ощущением гармонии, простоты и поэзии. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
20 | февраля 2014, Четверг | |||||||||
Фавориты Луны / Les favoris de la lune (Отар Иоселиани, Франция–Италия–СССР, 1984, 101 мин., 35 мм)
Cпециальный приз жюри на МКФ в Венеции в 1984 году. Первый фильм Отара Иоселини, снятый во Франции. Зарисовки из жизни фешенебельного парижского квартала, жители которого занимаются незаконной перепродажей антиквариата. Старинный китайский фарфор и картина XIX века постоянно переходят из рук в руки, следуя по причудливой траектории судьбы. Сервиз постепенно разбивают, а полотно, на котором изображена обнаженная девушка, каждый раз вырезают из рамы, и в итоге картина уменьшается до размеров небольшого портрета. |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
22 | февраля 2014, Суббота | |||||||||
И стал свет / Et la lumière fut (Отар Иоселиани, Франция–ФРГ–Италия, 1989, 105 мин., 35 мм)
Жизненный уклад африканского племени мутирует под натиском новых технологий. Со временем тлетворное влияние западной цивилизации кардинально меняет быт племени и разрушает отношения между людьми... Большой специальный приз жюри на МКФ в Венеции в 1989 году. "Я искал в Африке место, где бы мог рассказать об этом притчу. И нашел, после чего друзья из Тбилиси мне сказали, что "И стал свет" — мой самый грузинский фильм. В Африке я искал людей, не потерявших человеческий облик, которые не выглядели беспомощно, не стояли с протянутой рукой, как нищие. Они могли быть коварными, себе на уме, но не нищими… Я никак не мог найти место, где отношения между людьми сохранили бы наивность и чистоту. И вдруг около одного очень маленького и очень бедного городка в Сенегале обнаружил деревню, население которой вело себя необычайно корректно, весело, приветливо. Я решил снимать, избегая какой бы то ни было этнографии.… На ходу мы придумывали ритуалы и традиции, с которыми все мирились, поскольку они были похожи на реально существующие…". (Отар Иоселиани в интервью журналу "Positif"). |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
25 | февраля 2014, Вторник | |||||||||
Охота на бабочек / La chasse aux papillons (Отар Иоселиани, Франция–Италия–Германия, 1992, 115 мин., 35 мм)
Премия итальянской кинокритики имени Франческо Пазинетти на МКФ в Венеции в 1992 году. Пpемия имени Андpея Таpковского на МКФ в Москве в 1993 году. "Охота на бабочек" начинается с киноцитаты из братьев Люмьер. На вокзал прибывает поезд. Из него выйдет элегантный индийский махараджа, который в течение всего фильма не скажет ни одного слова. Вскоре в качестве второго эпиграфа к картине в кадре проплывёт баржа, имя которой отсылает к легендарной картине Жана Виго "Аталанта". Махараджа приехал в гости к своим давним приятельницам - двум старушкам, которые живут в большой старинной усадьбе с толпой кришнаитов и призраками своей молодости. Их привычный неспешный быт, состоящий из прогулок в саду, поездок на велосипеде в сельский магазин и репетиций любительского оркестра, скоро прервётся вместе со смертью владелицы замка… В роли индийского махараджи Отар Иоселиани снял философа и востоковеда Александра Пятигорского. Отар Иоселиани о фильме: "Бессильные свидетели разрыва духовных, культурных и моральных связей поколений, мы, возможно, последние, кто помнит особый тип традиций, со своими правилами и своим искусством жить, то, о чем нам успели рассказать или успели показать. И эти традиции мы, в свою очередь, не можем и не сможем передать. Этот фильм полон чувства невосполнимой потери, он пытается без лишней драматизации и, более того, с улыбкой, передать этот момент разрыва". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
27 | февраля 2014, Четверг | |||||||||
Истина в вине (Прощай, постылая земля / Adieu, plancher des vaches! (Отар Иоселиани, Франция–Швейцария–Италия, 1999, 118 мин., 35 мм)
Приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии в 1999 году. Премия имени Луи Деллюка в 1999 году. Семья Николаса живёт в роскошной загородной вилле. Его мать - преуспевающая бизнес-вумен. В противоположность своей чересчур активной жене отец Николаса почти все время проводит в своем винном погребе. Сам Николас стесняется своего аристократического происхождения. Он дружит с клошарами и зарабатывает деньги тем, что моет посуду в баре… Отар Иоселиани о фильме: "…Богатые хотят быть бедными, бедные — богатыми, и каждый хочет быть кем-то другим где-то еще... Во Франции этому фильму мы дали название "Adieu, plancher des vaches!" "Adieu" значит "прощай", а "plancher des vaches" – это место, где пасутся коровы. Так моряки презрительно называют сушу, твердь, землю, когда они покидают ее и уходят в море с надеждой, что там, в море, будет свобода и благодать. В море же наступает тоска и желание вернуться на эту проклятую твердь. Мы ошибаемся, воображая, что "там хорошо, где нас нет". |
19-30 | Кинозал Общественного центра имени Моссовета | ||||||||
|