Фильм | Сеансы | Площадка | ||||||||
30 | апреля 2014, Среда | |||||||||
Сегодня вечером всё будет кончено / Dnes večer všechno skončí (Войтех Ясный, Карел Кахиня, 1954, 78 мин., цв.)
Действие этой картины со шпионской тематикой разворачивается в военном тренировочном лагере и деревне, расположенной вблизи. Главные герои – три хороших друга: ефрейтор Милан Паздера, служащий писарем в комендатуре лагеря, старший сержант Карел Галуза и шофер Ёжо. Познакомившись на танцах с красивой девушкой Хеленой, Паздера оказывается впутанным в шпионский заговор, целью которого является захват шифровальных таблиц. Хотя первый игровой фильм Карела Кахини и Войтеха Ясного еще несет на себе сильную печать времени и идеологического схематизма, в нем можно различить будущие черты поэтики режиссеров, пути которых затем разойдутся. "В фильме много сцен, в которых упор сделан не на диалогах, а на лицах людей и поведении героев. Часто лицо человека, выражающее определенное состояние души, скажет без слов гораздо больше, чем десятки упоминаний об осторожности и бдительности" (Войтех Ясный). |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
01 | мая 2014, Четверг | |||||||||
Король Шумавы / Král Šumavy (Карел Кахиня, 1959, 89 мин., ч/б)
По повести Рудольфа Калчика. Кахиня в этом фильме продолжает разработку шпионской темы, теперь в фокусе его внимания оказываются офицеры-пограничники. Действие происходит весной 1948 года, когда участок чешско-немецкой границы, расположенный на шумавских болотах, еще не был огорожен колючей проволокой. Это открывало опасный путь через топи для перебежчиков и контрабандистов, среди которых была одна легендарная фигура – неуловимый "Король Шумавы". На фоне шпионского сюжета разворачивается любовная история сержанта Карела Земана и загадочной девушки с темным прошлым... "В "Короле Шумавы" есть все признаки остросюжетного приключенческого кино, к которому у нас всегда относились и до сих пор относятся, как к чему-то, обладающему меньшей ценностью, нежели камерная психологическая драма. Мы бы хотели показать, что и приключенческий фильм может быть глубоким и правдивым с психологической точки зрения, может достичь высокого художественного качества" (Карел Кахиня). |
16-30 | Иллюзион | ||||||||
Пращник (Дети фронта) / Práče ( Карел Кахиня, 1960, 83 мин., ч/б)
По новелле Яна Мареша. В фильме рассказывается о приключениях маленького Франтишека Буреша, освобожденного советской армией из концлагеря, который попадает в армейский корпус, борющийся за Дукельский перевал. Солдаты полевой прачечной, к которым определили Франтика, очень полюбили мальчишку. Однако Пращнику – свое прозвище он получил в честь воинов-гуситов – в прачечной не нравится. Он все время рвется в бой, стремясь показать свое мужество. Солдаты решают научить его обращаться с оружием, чтобы выслать на подмогу артиллеристам. Там Франтик впервые увидит настоящую битву. Однажды мальчик случайно раскроет немецких шпионов, переодетых в советскую форму, и будет награжден медалью "За заслуги перед Отечеством". "Я хочу, чтобы мой фильм, действие которого разыгрывается за линией фронта, был человечным и раскрывал ужас войны. Поэтому мы придали картине некоторую аллегоричность. Образ мирной жизни воплощают в себе двое детей, Франтик и Марийка... Для Франтика война, как кажется на первый взгляд, только игра. Он смотрит на нее глазами ребенка, глазами мальчика, который хочет пережить приключение..." (Карел Кахиня) |
18-15 | Иллюзион | ||||||||
02 | мая 2014, Пятница | |||||||||
Цепи / Pouta (Карел Кахиня, 1961, 92 мин., ч/б)
Перед деревенским ветеринаром Иржи Климешем, талантливым специалистом, стоит моральная дилемма. Привычка к комфорту, сформированная зажиточной семьей его жены, борется в нем со стремлением помогать людям и заниматься своим делом даже в непростых условиях. Однажды он встречает свою первую любовь Магду и понимает, что старое чувство еще живо... Фильм – первая совместная работа ставшего знаменитым творческого тандема Карела Кахини с писателем и сценаристом Яном Прохазкой. ""Цепи" отличаются от моих предыдущих фильмов только тем, что здесь больше внимания уделяется психологии. Мы не идем по внешней канве, скорее запечатлеваем мысли и чувства нашего героя и пытается раскрыть мотивы и предпосылки, которые привели человека к драме" (Карел Кахиня). |
15-00 | Иллюзион | ||||||||
Забота / Trápení (Карел Кахиня, 1961, 81 мин., ч/б)
Поэтичный рассказ о взрослении деревенской девочки, которая ухаживает за раненым жеребцом по кличке Черный Прим и отстаивает его перед взрослыми. Лирическое настроение создается во многом благодаря природе Южной Чехии, на фоне которой разыгрывается действие. Фильм отмечен влиянием "Белой гривы" А. Ламорисса, с которым Кахиня в некоторых эпизодах вступает в диалог. Картина получила Гран-при на Международном фестивале фильмов для детей и юношества в Каннах, приз жюри МКФ в Мар-дель-Плата. В советском прокате фильм шел под названием "Черный Прим". "Подтекст истории более глубок. Он окрашен ощущением любви, чувственным пробуждением девочки. Мы знакомимся с Ленкой именно в тот момент, когда она перестает быть ребенком и в ней начинает пробуждаться женственность" (Карел Кахиня). |
16-45 | Иллюзион | ||||||||
Надежда / Naděje (Карел Кахиня, 1963, 89 мин., ч/б)
В мрачном пейзаже крупного промышленного центра, вблизи известкового завода разыгрывается камерная история алкоголика Люцина и проститутки с говорящим именем Магдалена. Опустошенные, душевно надломленные, потерявшие веру, они обретают друг в друге надежду. Однако на пути к сближению вырастает много внутренних препятствий... Картина выделяется не только своей психологической точностью, но и выдающимся актерским дуэтом Рудольфа Грушинского и Ханы Хегеровой. Приз за режиссуру на МКФ в Буэнос-Айресе. "Рудольф Грушинский в роли Люцина возник у меня перед глазами сразу после того, как Ян Прохазка впервые обрисовал мне героя. Я подумал, что это отличная роль для Грушинского, и поговорил с ним. Он согласился играть. Так что Ян Прохазка уже при написании сценария рассчитывал на его актерский диапазон... В ходе проб мы поняли, что Хана Хегерова и Рудольф Грушинский – очень необычная пара, и притом в них есть много близких черт. Это фильм о двух людях. Все остальные лишь задают атмосферу и обстановку" (Карел Кахиня). |
18-15 | Иллюзион | ||||||||
03 | мая 2014, Суббота | |||||||||
Да здравствует республика! / Ať žije republika (Карел Кахиня, 1965, 127 мин., ч/б)
Конец Второй мировой войны увиден глазами мальчика Олина из моравской деревушки. Ровесники дразнят Олина и издеваются над ним из-за его малого роста, суровый отец видит в нем нахлебника. Однажды отец поручает Олину отвести в безопасное место их кобылу. Кобылу у мальчика отнимают отступающие немецкие солдаты, после чего он боится показаться отцу на глаза... Эпическое полотно соткано из кружев воспоминания, видений и снов, в которых окружающая Олина жестокая реальность преобразуется в мир иррационального. Фильм получил Гран-при и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Мар-дель-Плата. "В сюжете реальные события переплетаются с воспоминаниями, мечтами и снами. Нужно суметь объединить все это в едином токе внутренней жизни (который, безусловно, имел бы свою собственную логику), чтобы зритель мог полноценно там ориентироваться и благодаря этому проникнуть в мир героя" (Карел Кахиня). |
16-30 | Иллюзион | ||||||||
Экипаж в Вену / Kočár do Vídně (Карел Кахиня, 1966, 76 мин., ч/б)
Камерная психологическая драма, одна из вершин творчества Яна Прохазки и Карела Кахини. Конец войны. Нацисты для острастки повесили мужа крестьянки Кристы, укравшего пару мешков цемента. Шанс отомстить появляется очень скоро, когда двое военных, один из которых ранен, заставляют Кристу переправить их на телеге до австрийской границы... Фильм был представлен на МКФ в Карловых Варах в 1967 году, где имел большой успех. Однако негероический облик партизан в картине вызвал резкое недовольство Союза борцов с фашизмом, и вскоре фильм был признан античешским и запрещен цензурой как "позорный идейный пасквиль". "А дальше то, чего она меньше всего ждала, – чувство. Разве не притупилась бы острота ее намерений, когда она начала узнавать простоту, наивность, тревогу юного солдатика? Разве не проросло бы в ее душе чувство сострадания к беззащитному созданию – чувство, столь природное и естественное для женщины?" (Карел Кахиня) |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
04 | мая 2014, Воскресенье | |||||||||
Рождество с Альжбетой / Vánoce s Alžbětou (Карел Кахиня, 1968, 90 мин., ч/б)
21-летнюю Альжбету Томайдесову, воспитанницу детского дома, выпускают на поруки из исправительного учреждения. Девушку с проблемным характером приписывают в помощницы водителю-экспедитору Губерту. Угрюмый 50-летний шофер, переживший в прошлом семейную драму и оттого с пренебрежением относящийся к женщинам, со временем начинает питать к неприкаянной Альжбете особые чувства... "Здесь играет подлинность стен, патина жизни, на всех декорациях лежит отпечаток человеческой руки. Для художника такое решение оказалось простым, зато оператору было тяжелее, прежде всего из-за сложностей с осветительной аппаратурой" (Карел Кахиня). |
16-30 | Иллюзион | ||||||||
Ухо / Ucho (Карел Кахиня, 1970, 92 мин., ч/б)
История разворачивается в течение одной ночи. Супруги Людвик и Анна возвращаются домой с правительственного банкета. Их встречают незапертые двери, перебои с электричеством, подозрительная машина под окном... После того, как заместитель министра Людвик обнаруживает в доме жучок, его охватывает паника: за ним могут прийти с минуты на минуту. В эмоциональном накале между супругами вылезают старые обиды и грехи – брак по расчету, карьеризм, приспособленчество... Один из наиболее знаковых чешских "полочных фильмов". Его премьера в кинотеатрах состоялась только в июне 1990 года. "Эта история вымышлена. То, что происходило в действительности, было гораздо страшнее" (Ян Прохазка). |
18-15 | Иллюзион | ||||||||
05 | мая 2014, Понедельник | |||||||||
Любовь среди капель дождя / Lásky mezi kapkami deště (Карел Кахиня, 1979, 126 мин., цв.)
Семейная сага, действие которой помещено в 30-е годы XX века. Лирическое кинополотно разворачивается на фоне экономического кризиса. В нем передана неуловимая атмосфера района Праги Жижков, где в то время селились рабочий класс и беднота. Обувной концерн Томаша Бати вытесняет с рынка мелких предпринимателей, и овдовевший сапожник Бурсик с тремя детьми остается без работы. В то время, пока отец пытается свести счеты со своим могучим конкурентом, двое его сыновей, романтик Кайда и неотесанный Пепан, попадают в переделки с жижковской шпаной, переживают взросление и первую любовь. Однажды в лавке старьевщика Кайда встречает юную Пайю, которая мечтает стать танцовщицей... "...Что тогда входило в понятие Жижков? Своеобразный урбанизм, типы и типчики, трактиры, кафешантаны, социальные контрасты и тому подобное. В фильме много любви, но и много жестокого, много смешного, но и грустного тоже. Так, как это обычно бывало в те годы" (Карел Кахиня). |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
06 | мая 2014, Вторник | |||||||||
Сахарный домик / Cukrová bouda (Карел Кахиня, 1980, 85 мин., цв.)
Фильм по новелле Владимира Кёрнера "Рождение горного источника". В этой картине Кахиня вновь возвращается к событиям конца войны. Бои окончены, однако их последствия все еще вторгаются в жизнь людей. В опустошенную войной горную деревню приезжает молодая вдова с двумя сыновьями. К ним присоединяется немецкий антифашист, освобожденный из концентрационного лагеря. А кругом затаились нацистские фанатики, которые исподтишка обстреливают местность... "Наверное, всё родом из детства. Мне было шесть лет, когда немцы расстреляли отца. Так возник мой бессознательный интерес к связям между немецкой и чешской ментальностью, к их постоянному взаимовлиянию, длящемуся уже тысячу лет, к любви и ненависти, у которых есть столько исторических и индивидуальных воплощений" (Владимир Кёрнер). |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
07 | мая 2014, Среда | |||||||||
Смерть прекрасных косуль / Smrt krásných srnců (Карел Кахиня, 1986, 91 мин., цв.)
По рассказам Оты Павела. Чешско-еврейская семья Попперовых пытается выжить в трудные предвоенные годы. Несмотря на то, что в доме не всегда есть еда, для маленького мальчика, в котором воплотился автобиографичный образ писателя, это самое счастливое время. В солнечном краю у реки Бероунки его отец вместе с дядей Прошеком учат мальчика рыбачить, рассказывают ему о жизненной мудрости. Отец восхищается косулями и считает, что убить косулю – то же, что убить человека. В семью приходит благополучие, когда отец устраивается на работу коммивояжером, рекламируя чудо-пылесос. Но с началом оккупации все надежды рушатся... "Действие фильма заканчивается примерно в 1942 году, но мы не описываем тут военные события, трагедия времени проявляется скорее через судьбу "папиной семьи" и через него самого. Поэтому я и написал пролог и эпилог с косулей. После периода больших усилий, борьбы за существование и стремления к благополучию, после всех тех радостных минут, которые принесла жизнь, внезапно случился трагический поворот, который затрагивает "папину семью" и оттого влияет на сюжет" (Карел Кахиня). |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
08 | мая 2014, Четверг | |||||||||
Корова / Kráva (Карел Кахиня, 1993, 86 мин., цв.)
Телефильм по рассказу Яна Прохазки. Начало XX века. Мрачный немногословный Адам живет на хуторе в горах вместе с тяжело больной матерью. Об их семье идет дурная слава – мать родила сына вне брака. Каждый день для Адама проходит в борьбе за выживание: после смены в каменоломне он тащит домой в коробе землю, ради того, чтобы когда-нибудь засеять здесь поле. Матери нужны дорогие лекарства, и Адаму приходится продать единственное их ценное имущество – корову... Фильм получил Гран-при МКФ в Страсбурге в 1994 году, а также ряд призов чешских кинофестивалей. "История начинается с показа того, как Адам выходит из дома, ведя на продажу корову, потому что ему нужны деньги на лекарство для умирающей матери. Но для изобразительного решения было очень важно, чтобы начало фильма и вся история в целом вырастали из густого тумана как некоего прообраза жизни" (Карел Кахиня). |
19-30 | Иллюзион | ||||||||
|