Музей-квартира Сергея Михайловича Эйзенштейна – отдел Музея кино и самая старая его часть. Он был организован в сентябре 1965 года по завещанию Перы Моисеевны Аташевой, передавшей государству в лице Союза кинематографистов СССР для будущего музея все личные вещи и книги, рукописи и рисунки, документы и фотографии, которые принадлежали великому режиссеру и находились в ее квартире на Смоленской улице. Весь архив режиссера был передан на хранение в ЦГАЛИ СССР (ныне РГАЛИ), библиотека и вещи вошли в фонд Научно-мемориального кабинета, в котором на протяжении двух десятилетий готовились к изданию труды Эйзенштейна и разрабатывались выставки для музеев многих стран мира, где встречались кинематографисты всех поколений, ученые, студенты творческих вузов, именитые гости Москвы.
Хотя многие вещи и книги были утрачены при переездах – в 1948 году из квартиры Эйзенштейна на Потылихе в старомосковский дом П.М.Аташевой на Гоголевском бульваре, а затем в 1962 году в её новую квартиру на Смоленской, – основная и самая ценная часть наследства режиссера дошла до нашего времени. Более того, по общему признанию друзей и соратников Эйзенштейна, его вдове удалось в гораздо меньшей по площади квартире сохранить творческую атмосферу Дома Мастера. По уровню подлинности и выразительности этот музейный комплекс уникален не только для отечественной, но и мировой кинокультуры.
Основу коллекции составляет библиотека, в которую входит сейчас более 4000 книг на четырех языках, сохранивших маргиналии, закладки, рукописные вкладыши Сергея Михайловича. Среди них – ценнейшие первоиздания, редкие в нашей стране экземпляры, книги с дарственными надписями авторов, печатные источники фильмов, исследований, лекций Эйзенштейна.
Не менее ценными для понимания личности и творчества режиссера являются собранные им картины и гравюры (среди них произведения Пиранези и Утамаро, Фернана Леже и Фриды Кало, гуашные плакаты театра Кабуки и старые оттиски рисунков Домье), мексиканские, китайские, индийские, африканские, индонезийские маски и статуэтки, русская деревянная скульптура, городецкий лубок, старинные вятские и сергиево-посадские игрушки. Поразительное монтажное мастерство Эйзенштейна сказалось и в умении связать в своей обстановке разные эпохи, культуры и стили: черно-оранжевую металлическую мебель Баухауза с парчовым креслом начала XIX века и стульями «чиппендейл», французский гобелен рококо с грузинской вышивкой бисером, пестрые мексиканские ковры с домоткаными русскими и украинскими поясами. «Всемирная отзывчивость», которую Достоевский считал фундаментальным свойством русской культуры, проступает тут отчетливо и неоспоримо.
Из раннего (рижско-петербургского) периода жизни Эйзенштейна сохранились посуда, круглый дубовый стол, книжный шкаф.
Серьезным пополнением этой части коллекции стали библиотека крупного микробиолога Г.В.Эпштейна и комплекс мебели и предметов начала XX века, которые его дочь Изабелла Германовна Эпштейн завещала Музею-квартире. Типологически это почти точное восполнение книг и вещей из рижской квартиры Эйзенштейнов, разграбленной в 1918 году.
Современная часть коллекции состоит из изданий трудов самого Эйзенштейна и публикаций о нем, фотографий и репродукций, прессы и учебных работ, плакатов и афиш.
Вера РУМЯНЦЕВА, хранитель Музея-квартиры С.М. Эйзенштейна.