Кнут Гамсун на экране6 июля 2009, 13:27
|
||
В сотрудничестве с Посольством Королевства Норвегии в России и Норвежским институтом кинематографии мы показываем программу, посвящённую одному из наиболее заметных авторов в мировой литературе – Кнуту Гамсуну. В ретроспективе – три фильма по произведениям писателя и биографическая лента о нем, которую создал знаменитый шведский режиссер Ян Труэль.
"Никогда еще Нобелевская премия не присуждалась человеку, более достойному ее", – сказал о Кнуте Гамсуне Томас Манн. Андре Жид сравнивал его с Достоевским, но считал, что норвежский писатель "возможно, даже более тонкий", чем российский мастер. Максим Горький в частной переписке 1927 года признался Гамсуну: "Я говорю вам это совершенно искренне, на данный момент вы величайший художник в Европе. Нет никого, кто мог бы сравниться с Вами". Писать Гамсун начал с 17 лет. В молодости много путешествовал, побывал в Америке. После 1888 обосновался в Копенгагене. В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самым популярных писателей-модернистов и драматургов в мире, неоднократно переводился и был очень известен в России. В 1890 выходит новаторский психологический роман Гамсуна "Голод" ("Sult"), принёсший ему славу. В произведении нет обличительного реализма, который в то время преобладал в скандинавской прозе. Литература – не учебник или манифест, по мнению молодого Гамсуна, она должна быть наслаждением для ума и чувств, чтение – это работа над собой, оно помогает человеку постичь жизнь и самого себя. Свои принципы понимания литературы, свою концепцию субъективной прозы, которая нашла отражение и в "Голоде", писатель сформулировал в эссе под названием "Из подсознательной жизни души" ("Fra det ubevidste Sjaeleliv"). Оно появилось в то же время, что и "Голод". Понять "тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств" - это то, что интересно самому Гамсуну, то, чем интересна для него литература. Повесть "Голод", по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Уверенный в собственной гениальности, он предпочитает прозябать в нищете, чем отказаться от своих литературных амбиций. "Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон. – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию". Страдает главный герой "Голода" не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов и невозможности выразить себя. По книге "Голод" в Осло снято два одноименных фильма – в 1966 и 2001 годах. В нашу программу включен первый, поставленный Хеннингом Карлсеном с редкой эмоциональной силой. Игру Пера Оскарссона кинофестиваль в Каннах отметил номинацией на премию "Лучший исполнитель главной роли". Включенная в нашу программу лирическая драма "Телеграфист" Эрика Густавсона, действие которой развивается в небольшом поселке на фоне поразительных по красоте пейзажей северной Норвегии, основана на мотивах романа Гамсуна "Мечтатели" ("Sværmere", 1904). Вообще, по книгам Гамсуна снято 25 фильмов, из них при жизни писателя – восемь картин. В основном, экранизировали роман "Пан" и новеллу "Виктория" – по пять экранизаций каждого произведения. Стоит отметить также, что у истоков "кинематографической карьеры" произведений Гамсуна стоял российский режиссер Борис Сушкевич. Это был немой фильм "Рабы любви", снятый в 1916 году по мотивам рассказов норвежского писателя. Год спустя после выхода "Соков земли", романа, отмеченного Нобелевской премией, Гамсун приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии. Там в 1920 году появился роман "Женщины у колодца" ("Konerne ved vandposten"), повествовавший о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. После переезда самого Кнута Гамсуна в Нерхольм в нем все больше росло отчуждение от общества и неприятие индустриального века с его возраставшими техническими возможностями. Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои последние книги, писатель недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию "Странники" ("Landstrykere", 1927), "Август" ("August", 1930) и "А жизнь идет" ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах Гамсун вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. В 1989 году в Осло состоялась премьера картины "Странники", которую Ула Солум поставила по мотивам первой части трилогии. Он был признан одним из лучших фильмов, когда-либо созданных в Норвегии. С возрастом взгляды Гамсуна становятся все более реакционными: в 1934 он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии. В 1943 Гамсун встречался в Германии с Гитлером и с Геббельсом, которому он подарил свою нобелевскую медаль. В знак протеста тысячи читателей возвратили писателю его книги. В конце войны писатель и его жена были арестованы. Осенью 1945 г. Гамсун был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за "интеллектуальной деградации" тюремного заключения избежал. "По заросшим тропам" ("Pa gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 году, когда Гамсуну было 90 лет. Книга написана очень живо, что, впрочем, не оправдывает поведение писателя во время войны. Тем не менее, это произведение, безусловно, способствовало возрождению интереса к творчеству писателя. Илья Марков |
||
|