Окно в мексиканское кино14 июля 2009, 11:58
|
||
В Музее кино - особое событие. Посольство Мексики в России предоставляет возможность посмотреть ретроспективу мексиканского кино, пока мало известного, к сожалению, в нашей стране. В нее входят три фильма выдающегося режиссера Артуро Рипстейна, пять короткометражек разных лет - забавных, серьезных и загадочных, - и несколько картин, представляющих различные современные направления в мексиканском кино.
Живой классик мексиканского кино Артуро Рипстейн родился в Мехико-сити в 1943 году. Он начал свою карьеру очень молодым, рано получив возможность близко познакомиться с практикой и стилем мексиканской кинематографии: его отец был кинопродюсером. Присутствие на съёмках фильма Луиса Бунюэля "Назарин" (1958) позволило Рипстейну установить тесные отношения с маэстро и стать его учеником, а затем и неофициальным ассистентом на съёмках "Ангела-истребителя" (1962). Ему был 21 год, когда состоялся его режиссёрский дебют - два короткометражных фильма. После этого опыта отец приобретает права на сценарий "Эль Чарро", написанный Габриэлем Гарсиа Маркесом, и доверяет сыну режиссуру фильма при условии, что тот превратит его в "вестерн" - популярный жанр тех лет. Так появляется фильм "Время умирать" (1965), над которым работали, кроме самого Гарсиа Маркеса, писатель Карлос Фуэнтес, оператор Алекс Филлипс, редактор Карлос Савахе.
Жёсткая профсоюзная структура мексиканской киноиндустрии была в ту пору закрыта для новых режиссёров, и ранний дебют Рипстейна представлял собой необычный случай. Приходу Рипстейна в кино способствовали и два косвенных фактора. Именно тогда создавался Университетский центр кинематографических исследований (CUEC), подчинявшийся Национальному Автономному Универ-ситету Мексики (UNAM), который стал первой киношколой Латинской Америки. С другой стороны, в 1965 и 1967 Отделение технических служащих Профсоюза работников кинопроизводства проводило конкурсы экспериментального кино. Обновление рядов закостенелого режиссёрского цеха стало настоятельной необходимостью, и смелый дебют Рипстейна был воспринят очень благожелательно. Официальное вхождение в киноиндустрию, произошедшее три года спустя, связано с романом Елены Гарро "Воспоминания о будущем" (1968). В 1970-е годы Рипстейн окреп как режиссёр - начался новый, более плодотворный этап его карьеры. Он снимает три из наиболее значительных лент современного мексиканского кино: "Замок чистоты" (1972), "Место без границ" (1977) и "Пожизненное заключение" (1978). Рипстейн занял центральное место в избранной группе молодых мексиканских кинематографистов, чьё творчество стало предметом изучения мексиканскими и зарубежными киноведами. В 1985 году, после короткого периода малоудачных работ, Рипстейн встретил писательницу Пас Алисию Гарсиадиего, которая стала его сценаристом. Начиная с "Империи удачи" (1985), совместная работа Рипстейна-Гарсиадиего получила международное признание. Благодаря кинопоказам и наградам в Испании и Франции, Рипстейна стали называть "лучшим мексиканским режиссёром нашего времени". Одиночество душ и невозможность изменить собственную природу - постоянные темы фильмов Рипстейна. Вариации на эти темы мы находим во всех его работах, в частности, в фильма "Замок чистоты" (1972), "Начало и конец" (1993), "Королева ночи" (1994), "Ярко-красный" (1996). Эти фильмы отличались замедленным действием, мрачностью и депрессивностью. Основной принцип его постановок - прямое, последовательное развитие действия. Эти характеристики превратили Рипстейна в спорного режиссёра: любимого и ненавидимого в равной степени, но никогда не оставляющего равнодушным. В настоящее время Артуро Рипстейн находится в расцвете творчества. В тяжёлый для мексиканского кино период Рипстейн оставался единственным режиссёром, способным поддерживать постоянный ритм кинопроизводства: девять фильмов примерно за десятилетие. Можно ожидать, что этот режиссёр будет иметь долгую и плодотворную творческую жизнь. До сего дня Артуро Рипстейн остаётся единственным мексиканским режиссёром международного значения. |
||
|