Кира Георгиевна Муратова14 июля 2009, 13:13
|
||
Один из самых значительных режиссеров нового времени. Лауреат множества международных и отечественных кинопремий. Открыла Ренату Литвинову как актрису. Впервые сняла Нину Русланову. Как заметила Татьяна Москвина, "в отличие от большинства фильмов на свете, ее фильмы не мог бы снять никто, кроме нее самой. Замены нет".
Короткие встречи (1967) - 22 января, суббота, 20-00, 4 зал
В тишине дома лопается гитарная струна. Гитара висит на стене в городском доме. Ее хозяин - геолог, он от дома далеко. Время от времени он возвращается. В доме ждет его жена. В экспедиции в геолога влюбляется девушка Надя из придорожной чайной. Она не знает его городской жизни. Она приходит в город, чтобы найти его, и - устраивается в доме его жены домработницей… Она уйдет из этого дома накануне возвращения геолога. Главного героя сыграл Владимир Высоцкий, его жену - Кира Муратова. Девушку Надю - Нина Русланова, это ее первая роль в кино. Фильм получил приз "Ника" в 1987. Первый самостоятельный фильм "Киры Муратовой".
Долгие проводы (1971) - 24 января, понедельник, 19-30, 4 зал
Мать вырастила сына одна. Он - смысл ее жизни, ее оправдание, ее стержень. Мальчик повзрослел и хочет уехать к отцу. Мальчика остановить невозможно, он уедет, мать понимает это. Долгие проводы - долгое прощание - попытка остановить время, удержать мгновение. Из мелодраматической темы вдруг вырастают иные: тема времени, безвременья, далекого исторического эха… Особенно - когда один из эпизодических персонажей начинает петь: "Белеет парус одинокий"… Фильм был снят в 1971. В 1973 изготовили 535 копий, но в прокат не выпустили. Впервые показали лишь в начале перестройки, в 1987. В это же году фильм получил призы на кинофестивалях в Тбилиси и Локарно. В этих фильмах нет лжи, в них - правда психологического состояния человека. Муратова это состояние останавливает и длит. Эффект такой, как если бы длился и длился какой-либо звук, застыв на одной ноте. Как канатоходец, замерший над пропастью. Эквилибристика, доступная только Кире Муратовой. Среди серых камней (1983) - 26 января, среда, 19-30, 4 зал
Для сына судьи дети нищего - дурное общество. Но он бывает счастлив в этом обществе. Его отец живет прошлым, воспоминаниями об умершей жене… (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"). Фильм, лишенный сентиментальности первоисточника, кино-начальники попытались исправить. Кира Муратова сняла свое имя с титров. Таким образом на свет явился режиссер Иван Сидоров. Астенический синдром (1989) - 28 января, пятница, 19-30, 4 зал
В первой, черно-белой, части показано состояние женщины, потерявшей мужа. Во второй части, цветной, - состояние человека, теряющего себя. Состояние общества, теряющего себя. Врачи пишут об астеническом синдроме, в частности, следующее: "…непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов… возникает поток ярких образных представлений. Возможны также наплывы посторонних мыслей и воспоминаний, непроизвольно появляющихся в сознании больного". Фильм Киры Муратовой "Астенический синдром" часто определяют как диагноз. Фильм вышел на экраны в 1989-м. Советское общество находилось в предсмертной агонии. Зрители, увидевшие фильм в 89-ом, испытали шок. Кира Муратова говорила: "…после "Астенического синдрома" у меня был довольно длительный период отчаяния, когда мне казалось, что некуда идти и нечего говорить, потому что все сказано". В 1990 фильм получил призы: на фестивале в Западном Берлине, "Нику", "Созвездие". Чувствительный милиционер (1992) - 30 января, 19-00, воскресенье, 4 зал
Милиционер Толя находит в капусте младенца. Толя и его жена Клава решают ребенка удочерить. Одинокая врачиха тоже жаждет удочерить младенца… В этом фильме Кира Муратова "попыталась найти утешение, реальное или хотя бы иллюзорное". Она говорила: "этот фильм - удовольствие формы". О его героях: "люди в розовом свете". О его замысле: "мы тогда вспоминали про индийское кино". Критики писали о фильме как о "галерее мнимо жизненных персонажей", как об истории "из жизни марионеток", отмечали механистичность стиля, искусственность. С другой стороны, видели, с каким удовольствием на персонажи "надеваются маски" (а не срываются, как в фильмах-разоблачениях). Критики искали в фильме подвох, зрители находили в нем чувствительную комедию. Не без иронии чувствительную, конечно. Фильм получил приз "Кинотавр" на фестивале в Сочи в 1992. |
||
|