Юбилеи года: Пьер Паоло Пазолини14 июля 2009, 13:15
|
||
Пазолини, как и Данте, считал, что жизнь человека складывается только после его смерти, что только смерть делает жизнь человека реальностью, придает ей смысл (или выявляет его). Говорить о жизни можно только после ее окончания.
Герой его первого фильма "Аккатоне" (что в переводе значит нищий) погибает под колесами машины. В "Маме Роме" сын немолодой проститутки погибает в тюремной камере. Героя "Свинарника" пожирают свиньи. Там есть и другой герой (или другая ипостась героя). Он живет в другое время и пожирает людей. Он приговорен к смерти, и его палачами станут дикие звери. В "Птицах больших и малых" люди съедают Ворона - марксиста, философа и проповедника.
В "Царе Эдипе" главный герой незадолго до смерти ослепляет себя. Слепота - своего рода репетиция смерти, если жизнь - это способность видеть (или способ видеть, тогда смерть - смысл увиденного). Герои Пазолини умирают потому, что вконец ослеплены солнцем. "По существу, в кино все зависит от солнца", - говорил режиссер. В сценарии "Птицы большие и малые" слово "солнце" появляется чуть не в каждом абзаце, ослепительное, резкое, палящее, белое. В юности Пазолини писал стихи на несуществующем для большинства своих соотечественников фриульском диалекте. Он считал, что поэтический язык - это язык несуществующего мира. Чуть позже Пазолини стал знатоком языка римского дна. На этом языке он написал роман "Шпана". Режиссеры заказывали ему сценарии. Так у Феллини в "Ночах Кабирии" Пазолини стал консультантом по жаргону. Он писал, что в первых своих фильмах, вплоть до "Птиц", хотел с помощью камеры "ухватить реальность, поглотить ее". Кстати, тогда он говорил, что именно язык дна дает возможность объективного описания мира, литературного описания, конечно. Затем кинематографическая реальность Пазолини стала вымыслом, "мозаикой, которая сделает приемлемыми, ясными, понятными какие-то туманные истории". В своих фильмах Пазолини часто представлял пустыню как метафору не столько одиночества человека, сколько его антисоциальности. В общем, каждый его герой - преступник, антиобщественный элемент, даже (или тем более), если он - святой мученик. Пазолини говорил о своих героях, как о рожденных тогда, когда давным-давно умерли их братья. Герой должен умереть, чтобы сравнять время (как сравнивают счет в хоккейном матче). Елена Долгопят
(Пазолини цитируется по сборнику "Теорема", научно-издательский центр "Ладомир", Москва, 2000 г.) |
||
|