Дэвид Уорк Гриффит (1875-1948)14 июля 2009, 13:21
|
||
К 130-летию со дня рождения первого классика американского кино
Он родился в семье офицера, сражавшегося на стороне южан в гражданской войне между Севером и Югом США. Испробовав в юности разные профессии, Дэвид Уорк начал играть в театре, в 1907 впервые сыграл в кино. В 1908 снял свой первый фильм и вскоре подписал в Нью-Йорке контракт со студией "Байограф". Позже он отправится в Калифорнию, где соберет собственную киногруппу: в нее войдут будущие звезды - актрисы Лилиан и Дороти Гиш, Мэри Пикфорд... Дарование Гриффита сполна проявилось в его первом полнометражном фильме, эпическом шедевре об истории США - "РОЖДЕНИЕ НАЦИИ" (1915), который был снят на огромный по тогдашним представлениям бюджет и имел беспрецедентный кассовый успех.
На обвинения некоторых критиков в пристрастной защите южан (и даже в расизме) Гриффит отвечает В 1916 фильмом "НЕТЕРПИМОСТЬ". Блистательной техникой параллельного монтажа объединя-ются четыре эпохи: современность (судьба несправедливо осужденного на смерть человека), жизнь Христа, Варфоломеевская ночь и падение Вавилона. Зритель, затаив дыхание, следит за "одновременным" развитием четырех историй, воочию переживая их: распнут ли Христа? спасут ли осужденного? падет ли Вавилон? удастся ли предотвратить кровопролитие гугенотов?... Ассистентами Гриффита на "Нетерпимости" были будущие знаменитые мастера Эрих фон Штрогейм, Тод Браунинг, Виктор Флеминг, Джек Конвей... Фильм навсегда остался в сокровищнице мирового киноискусства. Позже Гриффит переходит к постановке более камерных картин: таковы "Сломанные побеги" (1919) и "Путь на Восток" (1920) с участием Лилиан Гиш и Ричарда Бартелмеса. Он возвращается к притчам о любви, о нравах и обществе, вновь обретает теплоту и простоту, которыми были отмечены его ранние короткометражные картины.
Фильм "ПУТЬ НА ВОСТОК" - о бедной девушке, сироте, которую соблазнили и бросили. Она устраивается работать на ферму, но ее выгоняют, когда соблазнитель рассказывает хозяевам о ее прошлом. Пытаясь перейти реку, девушка попадает в беду: начинается ледоход... Это одна из самых трогательных и нежных картин Гриффита, в частности - благодаря игре звезды немого кино Лилиан Гиш. Классической стала сцена с героиней, плывущей на льдине посреди реки. Позже Пудовкин использует идею Гриффита в фильме "Мать" (1926). Еще один шедевр - "СИРОТКИ БУРИ", с участием Лилиан и Дороти Гиш. На экране - эпоха Французской революции. Две сиротки приезжают в Париж в 1789 году. Одна из них слепа и мечтает излечиться. Но сестры попадают к тиранящей их мегере, потом - к аристократу-развратнику, от которого им удается убежать. Начинается революция. Девушкам грозит неминуемая смерть на гильотине. Но вмешивается сам Дантон... Эта мелодрама, построенная на темах слепоты и зрения, тирании, беззащитности и благородства, судьбы и случая, содержит в себе зерно классических американских жанров: есть в ней и напряженный монтаж триллера, и отчаянная скачка вестерна... Порой этот американский взгляд на Францию не может не вызвать улыбки. Но первая половина фильма, в которой показаны прибытие героинь в Париж и развратная жизнь аристократа, поражает великолепием деталей и точностью: настолько, что во Франции в свое время взбунтовались монархисты, требуя изъятия фильма из проката... К творчеству Гриффита не раз обращался в своих трудах Сергей Эйзенштейн: он писал, что почти всё в кино изобрел Гриффит, что нет в мире режиссера, чем-либо ему не обязанного, что многое в советском кино вышло из "Нетерпимости"... |
||
|