Хоу Сяосянь и его кино14 июля 2009, 13:38
|
||
Фестивали в Канне, Венеции, Берлине, Локарно, Чикаго, Торонто - далеко не полный перечень крупнейших кинофорумов, удостоивших своих наград тайваньского режиссера, сценариста и актера Хоу Сяосяня (Сяо-сяня). По мнению международной кинокритики, высказанному на Нью-Йоркском кинофестивале в 1988 г. Хоу Сяосянь - один из трех режиссеров, определяющих развитие кинематографа в ближайшие десятилетия.
Хоу родился 8 апреля 1947 г. в провинции Китая Квантун, но в 1948-ом его семья, спасаясь от гражданской войны, перебирается на Тайвань. В 1969-1972 гг., после службы в армии, Хоу изучает кино в Национальной Академии искусств Тайваня. Некоторое время он не находит себе применения как кинематографист и вынужден работать продавцом, пока не становится сценаристом и помощником режиссера. Режиссерский дебют Хоу Сяосяня состоялся в 1980-ом, когда выходит его лента "Симпатичная девчонка", которая, впрочем, не особо заинтересовала критику. Гораздо большего внимания была удостоена новелла "Большая кукла сына" в совместном фильме трех режиссеров "Человек-Сэндвич" (1983), который, вместе с другим аналогичным тайским проектом "В наше время" (1982), считается провозвестником "нового кино" Тайваня. Две эти ленты вывели национальный кинематограф, до сего времени ограниченный интересом исключительно к боевым искусствам, на новый уровень эстетической утонченности и жизненной реальности. Такие перемены стали возможны во многом благодаря ослаблению цензуры и появлению Фонда развития кинопроизводства, лидерами которого были молодые кинематографисты Хоу Сяосянь и Эдвард Янг (Ян Дэчан). В своих фильмах режиссер, так или иначе, сосредоточен на двух главных аспектах. Это - социальные перемены и распад традиционных семейных отношений под влиянием стремительной урбанизации Тайваня в 1960-1970-х годах, а также проблема сохранения многообразия и неповторимости культур и языков населения острова (достаточно заметить, что в фильмах Хоу персонажи чаще всего говорят на тайском, хакку, фукийском, даже японском - только не на официальном мандарин!).
Очень часто, говоря о режиссерской манере Хоу Сяосяня, вспоминают Ясудзиро Одзу (к слову сказать, Хоу признается, что Одзу - один из его самых любимых режиссеров, а "Родится-то я родился, но..." - просто очаровал его). Они действительно близки в своем внимании к переменам, происходящим в обществе в эпоху индустриализации, и деградации традиционных семейных отношений. Оба режиссёра - приверженцы минималистского подхода к сюжету, что позволяет избежать его излишней мелодраматизации, они сосредоточены, скорее, на внешне малозаметных нюансах человеческих эмоций. Оба используют длинные статичные кадры и низкую точку съёмки. Но в отличие от Одзу, Хоу как бы даёт зрителю дополнительную нагрузку многочисленными побочными линиями, перебивающими основной сюжет, усложнёнными метафорами и сопоставлениями. Реальное и воображаемое, прошлое и настоящее располагаются рядом, не имея четких границ. Потрясающая выразительность и естественность - главные черты его стиля. "О чем кино?", - этот вопрос трудно отнести к фильмам Хоу Сяосяня. Его ленты - нечто более глубокое, чем просто истории, режиссер предлагает понимание образа жизни своих героев, понимание, скорее, не рациональное, но эмоциональное, чувственное. Его ленты, которые по жанру относят к семейным драмам, выходят далеко за эти рамки и перерастают в трагедию всего поколения тайваньцев, родившихся и живших во второй половине прошлого века. Все его фильмы представляют сложное переплетение судеб простых людей, переживших нелегкое время политических, социальных и экономических потрясений, время "вестернизации" и урбанизации, они проникнуты гуманизмом и глубокой симпатией к этим людям. 22, понедельник, 19-00 Парни из фэнкуэй/Fengkuei-lai-te jen
Первый из автобиографической трилогии (вместе с лентами ЛЕТО У ДЕДУШКИ и ВРЕМЯ ЖИТЬ И ВРЕМЯ УМИРАТЬ) фильм Хоу Сяосяня. Драма о молодых парнях с маленького островка Фэнкуэй, в поисках материального благополучия отправляющихся в большой город Гаосюн. Меланхоличное и беззаботное детство внезапно сменяется существованием в жестких условиях индустриального города, где свои правила жизни, свои моральные принципы, совсем непохожие на те, что были в родном селении. Одного из парней убивают. Другой хоронит отца, а по возвращении узнает, что уехала его любимая девушка... Ребята не вписываются в новую, чуждую для них жизнь и вынуждены вернуться в свой чистый и светлый мир голубого моря, синего неба и яркого солнца. Фильм поначалу был прохладно встречен как публикой, так и критиками. Со временем, особенно после того, как в 1984 г. он был признан лучшей лентой на Фестивале трех континентов, отношение к ленте изменилось в лучшую сторону. Именно в этой картине наметился характерный для режиссера стиль. 23, вторник, 19-00 Лето у дедушки ("Каникулы Дундуна")/Dongdong de jiaqi
Семейная драма. Маленького мальчика и его сестренку на время болезни их матери отправляют в деревню к дедушке и бабушке. Обычное казалось бы событие становится для городских детей, уже успевших познать прелести индустриально-цивилизованного жития, открытием новой, неведомой ранее вселенной. Вселенной со сказочной природой, мира, где происходят невероятные и увлекательные приключения, как то рыбалка, лазанье по деревьям или поиски пропавшей коровы. Места, которое поначалу и вправду мнится раем на земле, на самом деле оказывается не таким уж справедливым и противоречивым. Чистый, идиллический мир ребенка сталкивается здесь с суетностью и конфликтностью взрослого мира. Здесь, как и в "Парнях из Фэнкуэй" Хоу Сяо-сянь в метафорической форме обращается к своей излюбленной теме "взросления", характерной, впрочем, для всего "нового кино" Тайваня. Взросления не одного какого-то конкретного ребенка, взросления целого поколения тайваньцев. Фильм, так же как и предыдущий, был не особо замечен на родине, зато получил самые высокие оценки на Западе, удостоившись наград в Локарно и на Фестивале трех континентов в Нанте. 24, среда, 18-45 В ремя жить и время умирать ("Детские воспоминания")/ Tong nien wang shi
Впечатленный "Автобиографией" знаменитого писателя Шэнь Цунвэня Хоу Сяосян снял один из самых своих знаменитых фильмов, личностно отражающий "эпоху, не оставляющую выбора. Главный герой фильма Асяо родился на континенте в благополучной семье чиновника, занимающего довольное высокое положение и вскоре получающего новое назначение на Тайвань. Остров становится для Асяо родиной, мальчик быстро осваивает его обычаи, без труда ориентируется во множестве языков и диалектов народов, населяющих Тайвань. Вскоре семью начинает преследовать череда испытаний и несчастий: вначале умирает отец, а затем мать, бабушка. Возникают серьезные финансовые затруднения, все более напряженной становится обстановка в семье, которая попросту начинает разваливаться. Для Асяо наступает взрослая жизнь и пора самоопределения, время решать вопрос: "кто я есть?" В финале герой поступает в университет и окончательно расстается с радужными воспоминаниями беззаботного детства. Третий, заключительный фильм автобиографической трилогии Хоу Сяосяня, принесший режиссеру мировую славу, отмеченный призами МКФ в Берлине, Роттердаме и Торонто. 25, четверг, 19-00 Пыль суетной жизни/Lianlian fengchen
История неосуществленных желаний, повесть о несбывшейся любви - таким фильм, возможно, получился бы, если бы его снял другой режиссер, скажем, в Голливуде. Для Хоу Сяосяня сюжет - лишь фон для импрессионистской картины из жизни своих соотечественников, он вновь предлагает не просто увидеть, а ощутить разобщенность и потерянность людей, оторвавшихся от своих корней и ищущих благополучия в "цивилизованных" условиях железобетонного века. Парень и девушка из одного селения, Аюань и Аюнь, в надежде на лучшую жизнь уезжают в Тайбэй. Они заботятся друг о друге, пытаясь вместе преодолеть трудности жизни в большом городе. Их дружба вскоре перерастает в более сильное чувство. Развиться ему однако не суждено: Аюаня призывают на службу в армию, а Аюнь тем временем находит себе более состоятельного жениха. Бесперспективность существования в большом городе, бесперспективность личной жизни, показанные в фильме, приводят к финалу, который далек от happy-end'а. Впрочем, иначе и быть не могло. Ведь такую же безнадежность испытывали простые тайваньцы в эпоху индустриализации и урбанизации. Блестящий эллегический фильм, снятый, по мнению многих критиков, с необыкновенной элегантностью. 26, пятница, 19-00 Город скорби/Beiqing chengshi
Семейная драма, действие которой происходит в критическое для Тайваня время, с 1945 по 1949 годы. История четырех братьев семейства Линь, которых судьба развела в эти бурные годы. Старший из них проворачивает дела на послевоенном черном рынке, второй сын умирает на Филиппинах во время войны, третий, после нервного срыва в Шанхае, начинает общаться с торговцами наркотиков, четвертый же, юный глухонемой фотограф Ваньчин, придерживается левых взглядов и попадает в тюрьму за связь с партизанами. Кульминационный момент фильма - события 28 февраля 1947 года, когда из-за жестокого обращения полицейских с торговкой сигаретами (на Тайване тогда была установлена государственная монополия на торговлю табачными изделиями) в Тайбэе вспыхнули массовые волнения, приведшие к кровопролитию. Это была первая лента о тех печальных событиях, снятая в Китае. Впервые также Тайвань был столь ярко представлен как мультилингвистическое общество, совмещающее разные культуры. Зрителей и критиков впечатлило визуальное решение картины. Она была снята необычайно длинными, в среднем, до 43 секунд, кадрами (что у специалистов сразу же вызвало ассоциации с фильмами итальянского неореализма). Было отмечено необыкновенно емкое использование закадрового пространства и особенно активное применение коротких внесюжетных отклонений, как бы обрамляющих и подкрепляющих линию основного повествования. Новаторски использовалась камера (особенно в эпизоде, действие которого происходит в клинике) для вовлечения зрителя в пространство кадра. Лента впервые, среди других картин Хоу Сяосяня, единодушно получила наивысшую оценку - и у себя на родине, и за ее пределами. Это был первый китайский фильм, получивший главную награду Венецианского кинофестиваля - "Золотого льва св. Марка". |
||
|