Роберт Флаэрти (16 февраля 1884 - 23 июля 1951)14 июля 2009, 13:47
|
||
"Создание фильма - это избавление от всего незначительного".
"Создавать кино - всё равно что искать золотой самородок". "Все мои картины лишь наброски к тому, что, надеюсь, когда-нибудь осуществлю я или кто-то другой…" Роберт Флаэрти Один из первых режиссёров в мире, кто заложил основы документального кино как неотрывного от реальности направления в поэтическом кинематографе и воплотивший их в нескольких полнометражных и трёх короткометражных картинах. За точку отсчета существования термина "документальное кино" и причастность к нему Флаэрти можно было бы взять высказывание знаменитого британского режиссёра-документалиста Джона Грирсона (еженедельник "Sun", февраль 1926) о "Моане" как о картине, "являющейся визуальным отсчётом событий жизни полинезийского юноши и его семьи и, безусловно, имеющей ценность документа".
"Если бы вы захотели сопоставить Флаэрти с кем-либо в кинематографе, это было бы крайне сложно… Определить его место в кино так же сложно, может быть, разве что как одного из двух-трёх величайших посредников между киноискусством и жизнью."
Орсон Уэллс
(в программе "Портрет Роберта Флаэрти", BBC Broadcast, 1952) "Я вполне убеждён, что Флаэрти занимает одно из важнейших мест в кино, которые отведены по-настоящему выдающимся художникам. Флаэрти был один и лучших для тех немногих, что с его участием сформировали кинематограф. Его влияние выходило далеко за пределы картин, что он поставил, и в основном оказывалось даже не на зрителей, а на начинающих режиссёров. Они многому от него смогли научиться." Александр Корда
(в программе "Портрет Роберта Флаэрти", BBC Broadcast, 1952) "Помню, на первом курсе я увидела "Человека из Арана" Флаэрти. Этот фильм до сих пор во мне прочно сидит. Это потрясающий документальный рассказ о несгибаемом духе человека. И по сей день перед глазами это холодное море, безмолвное море, эти трое людей - отец, мать и мальчик, их лица. Мне кажется, что отсветы этой флаэртиевской идеи есть и в моих картинах. Идеи несгибаемости человеческого духа. Несмотря ни на что и вопреки всему…" Марина Голдовская
(из книги "Женщина с киноаппаратом") Биографическая справка.
Роберт Джей Флаэрти, родился 16 февраля 1884, в городке Айрон Маунтин (штат Мичиган). Его отец, в прошлом горняк, а тогда золотоискатель, часто брал его на экспедиции к приискам. C детства получив прививку к исследованию, Роберт уже в 1913 году, отправившись в путешествие по северной части Канады, берёт с собой кинокамеру. С целью позже продать материал о жизни эскимосов он отснимет 35 тысяч метров плёнки, из которых, к сожалению, из-за пожара при проявке в Торонто, ничего не сохранится. К 1920 Флаэрти понимает, что коммерческая сторона вопроса его интересует меньше самого фильма, и он вновь отправляется на съёмки на север, подготовившись куда более основательно. Он берёт 50 тысяч долларов в кредит у крупной торговой фирмы, покупает две камеры, газовый обогреватель, лабораторные материалы и кинопроектор - для контроля над процессом съёмки. В результате годовой работы, несмотря на сомнения американской стороны в коммерческом успехе фильма, он восторгом был принят во всём мире. "Ещё один Нанук", - "Моана" - заказанный Флаэрти продюсером Джессом Лассе и снятый в полинезийских островах с огромными затратами, себя не окупил. Но закрепил за режиссёром репутацию "эксперта по экзотике". Благодаря этому ему вскоре было предложено работать с Уильямом Ван Дайком над "Белыми тенями восточных морей". Но совместная работа с другим мастером сложилась у Флаэрти лишь в 1930, при встрече с Мурнау, вместе с ним они планировали множество проектов, но сняли лишь "Табу". По завершению фильма немецкий режиссёр выкупил права у Флаэрти и закончил его самостоятельно. Картина оказалась очень прибыльной и позволила Роберту в 1933 году взяться за следующий проект, уже на Британских островах - "Человек из Арана". Работа над этой лентой заняла у него более трёх лет и возвратила ему былую славу поэта-документалиста. В Великобритании его соавтором был и Золтан Корда, с которым был сделан "Маленький погонщик слонов" (Elephant boy, 1937) по рассказу Р.Киплинга. Флаэрти снимал натурные, а Корда - павильонные эпизоды. Вернувшись в Штаты, режиссер по заказу Отдела Сельского хозяйства делает "Страну" (1942), и, наконец, "Луизианскую историю" - для компании "Стендед Ойл", рассказав историю бедной семьи из Луизианы, чья жизнь и окружение меняются с появлением нефтебуровой компании. "Луизианская история" - ещё один замечательный документальный фильм, где Флаэрти удалось схватить аромат места и его жителей. Режиссёр умер, не начав производство ещё двух проектов для Госдепартамента, запланированных им на ранние 50-е, "Зелёная граница" о разделении Германии и "Восток есть Запад" о Гавайях. |
||
|