Юбилеи года: Карл Теодор Дрейер14 июля 2009, 14:24
|
||
"Господин Дрейер, что для вас кино?
– Моя единственная большая страсть" (Из радиоинтервью Карла Теодора Дрейера) Первый и, пожалуй, самый значительный кинорежиссёр Дании. По мнению знаменитого режиссера и теоретика кино Пола Шрёдера, "бескомпромиссный мастер трансцендентального стиля в кинематографе". Автор четырнадцати картин, каждая из которых, за исключением "Страстей Жанны Д'Арк", стала очередным этапом развития киноискусства не как развлечения, но способа внеличностного высказывания. Высказывания о проблемах человеческого духа, неизбежно столкнувшегося с обывательскими страстями ("День гнева") и проблемами быта, будь то быт великосветский ("Гертруда") или фермерский ("Слово").
Биографическая справка.
Начал режиссёрскую деятельность на студии Nordisk Film Kompagni с драматической семейной саги "Президент" (1919). За ней последовала картина, во многом обязанная "Нетерпимости" Гриффита, - "Страницы из книги Сатаны" (1920). Фильм был слишком мрачен для Nordisk Film и Дрейер был вынужден в одиночку продюсировать следующие свои пять картин в Швеции, Германии и на других датских кинокомпаниях. Успех одной из них, "Хозяина дома" (1925), обеспечил ему должность во французской кинокомпании, где он и снял знаменитый "Страсти Жанны Д'Арк" (1928) – одно из величайших творений искусства эпохи немого кино. Фильм принёс Дрейеру международное признание, но компания его испытывала большие трудности, и в эти годы он смог сделать лишь "Вампира" (1931), да и то с помощью богатого продюсера. В 1934 году Дрейер вернулся в Данию. Вернулся, чтобы получить множество отказов с различных киностудий... Лишь в 1943 году ему удалось найти средства на съёмку своей следующей картины "День гнева". В послевоенные годы Дрейер снял лишь несколько короткометражек. Его следующий полнометражная лента вышла только в 1955 году. Это был фильм "Слово", утвердивший за Дрейером славу киномастера международного масштаба. Его последним фильмом стала картина "Гертруда" (1964), поначалу вызвавшая противоречивые реакции, но чуть позже признанная одной из значительнейших работ современного кинематографа. 27 февраля 1952 г. Дрейеру было поручено курировать на правах директора престижный Театр Дагмара в Копенгагене. Получив, наконец, привилегию финансовой независимости Дрейер продолжил развитие своих идей о статусе женщины и сложности ее положения, когда готовил к постановке на сцене театра пьесы Уильяма Фолкнера и Юджина О'Нила. Он также подробно раработал сценарий кинопостановки пьесы Еврипида "Медея", позже воплощённый в жизнь на датском телевидении большим почитателем его творчества Ларсом фон Триером. В начале 1968 года Дрейер, будучи уже больным после недавней травмы бедра, еще и тяжело заболевает пневмонией. Утром 20 марта режиссёра не станет. Без особых почестей он будет похоронен на Кладбище Фредериксберга.
|
||
|