Дорогие друзья!
Рады сообщить вам о продолжении нового проекта Музея кино и Центрального Дома журналиста - Клуба документального кино "Документальная среда", открытие которого циклом картин латышской школы документалистики из коллекции Посольства Латвийской республики в России и Рижского киноцентра состоялось 16 февраля. Мы продолжаем наш киноклуб.
2 марта мы представим вам новый фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева "Я тебя люблю". 16 марта - 2 короткометражных фильма Дмитрия Золотова "Фатум" о Врубеле и "О рыбаке и рыбке" о Чехове. 30 марта будет представлена британская школа документалистики, а 13 апреля - польская школа. Наконец 27 апреля – мы продолжим представлять латвийскую школу - "235 000 000" Улдиса Браунса.
Начало в 19:00.
Вход свободный.
Адрес: Центральный Дом журналиста, Москва, Никитский бульвар д. 8а.
2 марта
Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ
Драма (молодёжная комедия). 80 минут.
Фильм-участник фестиваля в Роттердаме – 2011
Режиссеры: Александр Расторгуев, Павел Костомаров
Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
Сценарий: Сюзанна Баранжиева
Звукорежиссер: Григорий Ермоленко
Гость вечера – режиссер Павел Костомаров.
Фильм-эксперимент, фильм-мозаика, кино коллективного авторства – первый совместный проект режиссеров-документалистов Александра Расторгуева и Павла Костомарова, работа над которым велась полтора года. Чтобы найти героев, режиссеры отсмотрели множество людей в Ростове-на-Дону. Раздали им маленькие камеры, дав задание — снять про себя искреннее кино. Из получившегося материала — отснятого вручную, непрофессионального – выделили 50 самых талантливых авторов. Получилась одна из лучших экспериментальных картин последнего времени – настоящий документ современной российской жизни.
Фильм начинается как стилизация милицейской оперативной съемки. Герой – капитан милиции – снимает свою будничную работу, семью, приключения. Однажды он забывает камеру в бардачке своей личной машины. На парковке городского супермаркета машину вскрывают и обворовывают подростки. Уносят и камеру.
Молодые люди с рабочей окраины развлекаются новой игрушкой. Их, главных в фильме, – трое. Эти три товарища одновременно и три богатыря русских былин, и три социальных типа, и три возможных сценария жизни. Красивый, хитрый и добрый.
Камера беспристрастно фиксирует их бесцельное болтание по району, бессмысленные разговоры, безалаберную жизнь. Постепенно на передний план проступает главная тема их молодой жизни – любовь.
Свидания и ссоры с девчонками, мысли о будущей семье, о работе и армии. Незапланированная беременность.
Кульминацией картины становится история внезапной и сильной любви. Цинизм и инфантильность молодости сталкиваются с настоящим и важным проявлением жизни, и мир героев переворачивается.
Фильм содержит ненормативную лексику.
Павел Костомаров
Родился в Москве в 1975 году.Окончил операторский факультет ВГИКа (2002). Как оператор работал с кинорежиссёрами
Сергеем Лозницей, Виталием Манским, Александром Расторгуевым, Алексеем Учителем, Алексеем Попогребским.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Оператор
"Как я провел этим летом" / игровой
(2010, реж. А.Попогребский)
"Простые вещи" / игровой
(2007, реж. А.Попогребский)
"Жар нежных. Дикий, дикий пляж" /документальный
(2006, реж. А.Расторгуев, В.Манский)
"Мирная жизнь" / документальный
(2004, реж. А.Каттин, П.Костомаров)
"Пейзаж" / документальный
(2003, реж. С.Лозница)
"Прогулка" / игровой
(2003, реж. А.Учитель)
"Трансформатор" / документальный
(2003, реж. А.Каттин, П.Костомаров)
Режиссер
" Вдвоем" / документальный
(2009)
"Мать" / документальный
(2007, реж. А.Каттин, П.Костомаров)
"Мирная жизнь" / документальный
(2004, реж. А.Каттин, П.Костомаров)
"Трансформатор" / документальный
(2003, реж. А.Каттин, П.Костомаров)
Александр Расторгуев
Родился в Ростове-на-Дону в 1971 году.Окончил Государственную академию театрального искусства в Санкт-Петербурге (1998).Работал режиссером на ТВ и драматическом театре.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Режиссер
"Жар нежных. Дикий, дикий пляж"
(2006, документальный)
"Чистый четверг"
(2003, документальный)
"Мамочки"
(2001, документальный)
Александр Расторгуев и Павел Костомаров:
"Этот проект для нас ключевой и поворотный в творческой биографии. Это кино находится в контексте всего современного поиска нового языка, новых методов. На наш взгляд, в нем содержится негромкое открытие: сюжетную мелодраматическую историю нам удалось рассказать языком YouTube.
Нашим главным правилом было товарищеское соавторство. Наши актёры снимали себя сами – это была задача сделать кино без оператора. Наши герои были непрофессиональными актёрами. Художником и декоратором была сама реальность.
Недорогое кино про современность. Демократичное кино про обычных людей".
"Русский репортер": "В России документального кино официально не существует. В прокате его нет, на ТВ тоже. Режиссеры Павел Костомаров ("Трансформатор", "Мать") и Александр Расторгуев ("Чистый четверг", "Мамочки") тоже известны лишь узкому кругу интересующихся. Это не просто несправедливо, но и абсурдно, потому что их картины — едва ли не лучшие произведения о современной России. Кто-то уже назвал "Я тебя люблю" народной кинокомедией, в которой великий и могучий русский мат взрывает культурные предрассудки и начинает звучать как язык любви. А кто-то увидел в фильме невольное и пронзительное свидетельство о трагедии этого самого народа"
16 марта
Фатум (2008), 26 мин.
Режиссер: Дмитрий Золотов.
Автор сценария: Полина Рыбина
Фильм озвучивали: Полина Кутепова, Николай Лазарев
Продюсер: Александр Герасимов
О рыбаке и рыбке (2010), 26 мин.
Режиссеры: Дмитрий Золотов, Геннадий Седов
Автор сценария: Золотов, Геннадий Седов, Полина Рыбина
Продюсер: Ольга Баранчикова
"Фатум" - фильм о трагической судьбе Михаила Врубеля, о конфликте между требованиями искусства и жизни. Действие фильма развивается посредством ретроспективных эпизодов. После каждого из них происходит возвращение в воображаемое пространство, созданное из фрагментов врубелевских картин.
Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор.
Но самым знаменитым остается его "Демон".
Образ, работая над которым Врубель в итоге попал в психиатрическую лечебницу, ослеп и умер.
Тема фильма "О рыбаке и рыбке" звучит в подзаголовке: "Сон Антона Павловича после премьеры "Чайки". Стилистика сна делает естественным переплетение эпизодов из биографии писателя с картинами жизни современного Таганрога.
Режиссёр Д. Золотов (р.1973) учился в МИРЭА. В кино- и телевизионном производстве с 1996 года. В 2002 году дебютировал в качестве режиссёра документального кино ("Лучшие из лучших", т/к "Россия"), а в 2004 – как автор и режиссёр ("Матушка-пехота", т/к "Россия"). Среди его фильмов – "Тайнозритель" (2005), "История пряностей" (2009).
30 марта
Британская школа документалистики
Этот вечер посвящен началу британской школы кинодокументалистики и ее основателю – режиссеру, оператору, сценаристу, продюсеру и актеру Джону Грирсону, и первому поколению британских документалистов – его учеников, единомышленников, соратников, последователей.
Джон ГРИРСОН (Grierson), 1898 - 1972. Окончил университеты в Глазго и Чикаго. В течение нескольких лет изучал методы постановки учебных, научно-популярных и документальных фильмов в различных странах. Испытал сильное влияние творчества и теоретических взглядов С. Эйзенштейна и В. Пудовкина, Д. Вертова.
Как режиссёр дебютировал в 1929 — поставил документальный фильм "Рыбачьи суда", положивший начало школе британского документального кино. Затем поставил фильм "Индустриальная Британия" (1933, совместно с Робертом Флаэрти), "Траулер "Грентон" (1934, совместно с Э. Энстеем).
Грирсон провозгласил тезис о том, что "документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности". Вокруг Грирсона, возглавившего киноотдел при Торговой палате, сгруппировались талантливые режиссёры-документалисты (Б. Райт, П. Рота, X. Уотт, Э. Энстей, С. Легг и др.). Пользуясь своими связями с официальными кругами, Грирсон обеспечил финансирование подавляющего большинства картин, выпущенных британскими документалистами в 1930-х гг. ("Мельница в Барбадосе", "Груз из Ямайки", "Через холмы и долины" и др.). В 1933 возглавил киноотдел при главном управлении почт, где при его содействии были поставлены такие значительные фильмы, как "Песнь Цейлона" (1934), "Ночная почта" (1936), "Северное море" (1938) и др. В 1937 Грирсон основал киноцентр, объединивший режиссёров-документалистов, фильмы которых финансировались различными ведомствами. Здесь были выпущены фильмы "Лицо Шотландии", "Богатство нации", "Они сделали землю" (все в 1938) и др. В 1939—46 Грирсон в основном работал за границей (Австралия, Новая Зеландия, США, Канада), способствовал активизации производства документальных фильмов в Канаде. В 1941 снял фильм "Остров Черчилль", который удостоен премии Американской академии киноискусства и наук как лучший документальный фильм года. После войны стал одним из основателей канадской кинематографии. В 1947 возглавлял отдел печати, кино, радио и телевидения при ЮНЕСКО. С 50-х гг. выступал в качестве продюсера.
Грирсон пришел в кино как социолог и журналист. Британские документалисты стремились к актуальности, просветительству, тяготели к публицистике. Вокруг Грирсона объединилась группа режиссёров, создавших новаторские по форме фильмы, в которых были реалистически показаны повседневный труд людей разных профессий, трудные условия жизни бедных слоев населения. Взгляд Грирсона и – под его влиянием – его окружения на неигровое кино отличался тем, что документальное кино воспринималось, скорее, как новый вид журналистики и средство влияния на общество. Они повернули зрителей лицом к повседневной жизни, противопоставляя свои фильмы фильмам других кинематографистов, стремившихся найти какие-то необычные моменты и обстоятельства для своих героев. Фильм "Рыбачьи суда" Грирсона о жизни английских рыбаков, снятый в 1929-ом году, впервые показал зрителям повседневную жизнь, которая к тому же происходила у них под носом, а никто ее не замечал. Грирсон возвращал своих зрителей из экзотических стран на родину, заставляя присматриваться к окружающей будничной жизни.
THE COMING OF THE DIAL (
Появление "Дайла"), 1933, 14 мин.
Режиссер: Стюарт Легг
Продюсер: Джон Грирсон
Granton Trawler (
Траулер "Грентом"), 1934, 11 мин.
Режиссер и оператор: Джон Грирсон
6.30 COLLECTION, 1934, 15 мин.
Режиссер: Гарри Уотт и Эдгар Энстрей
Продюсер: Джон Грирсон
SONG OF CEYLON (
Песнь Цейлона), 1934, 40 мин.
Режиссер: Бэзил Райт
Продюсер: Джон Грирсон
A COLOR BOX (
Цветная коробка), 1935, 4 мин.
Режиссер: Лен Лай
Продюсер: Джон Грирсон
COAL FACE (
Угольное лицо), 1935, 12 мин.
Режиссер: Альберто Кавальканти,
Продюсер: Джон Грирсон
Музыка: Бенджамена Бриттена
SIXPENNY TELEGRAM (
Телеграмма за 6 пенсов), 1935, 6 мин.
Режиссер: Дональд Тейлор
Музыка: Бенджамена Бриттена
13 апреля
Польская школа документалистики
Зарождение школы документального кино в Польше происходило параллельно со становлением "польской киношколы", славу которой составили игровые картины Вайды, Мунка, Кавалеровича и других режиссеров. Настоящим событием в кино 1950-х стали фильмы "черной серии" – блестящие по форме и смелые по содержанию критические свидетельства противоречивых процессов, происходивших в Народной Польше. С начала 60-х, когда режиссеры игрового кино стали искать подходы к современной теме, но редко достигали в этом успеха, именно документалисты смогли рассказать о повседневной жизни обыкновенных поляков – настолько убедительно и в то же время просто, что эти короткие фильмы производят впечатление до сих пор. Документалистика следующего десятилетия (предшествовавшего декаде распада соцлагеря) продолжила эту тенденцию, углубив психологический аспект исследования. Все эти годы польская школа документального кино, несомненно, оставалась одной из сильнейших в мире.
"Варшава, 1956" (1956), Ежи Боссак и Ярослав Бжозовский, 7 мин.
"Городок" (1956), Ежи Зярник, 10 мин.
"Люди из пустого пространства" (1957), Казимеж Карабаш и Владислав Шлесицкий, 15 мин.
"24 часа Ядвиги Л." (1967), Кристина Грычеловская, 14 мин.
"Пожар! Пожар! Наконец что-то происходит…" (1967), Марек Пивовский, 13 мин.
"Хэппи-энд" (1972), Марцель Лозиньский, Павел Кендзерский, 16 мин.
"Ванда Гостиминьская, ткачиха" (1975), Войчех Вишневский, 21 мин.
27 апреля
Латвийская школа документалистики
продолжение
235 000 000 лиц
Автор сценария: Герц Франк
Режиссеры: Улдис Браунс, при участии Бируты Вельдре и Лаймы Зургиня
Операторы: Валдис Крогис, Ральф Круминьш, Рихард Пикс
Композитор: Раймонд Паулс
Рижская киностудия, 1967, 108 мин.
Фильм был снят к 50-летию Октябрьской революции. Задуман как парафраз фильма Дзиги Вертова "Шестая часть мира", который снимался в 1926 к 10-летию революции на всей территории СССР.
Фильм Браунса и Франка, возродив принцип "монтажного образа страны", не стал повторением утопического вертовского образа "Простого Советского Человека как Хозяина Своей Страны" и тем более не гимном существующему государственному строю.
Первая часть картины стала образом естественного цикла жизни человека и образом дружественного сосуществования разных народов, их обычаев и культур.
Что же касается образа государства, то во второй части фильма оно предстает настороженным, военизированным, ощетинившимся против всего мира. Фильм был весьма прохладно принят властями, но, во избежание громкого скандала, не запрещен, а быстро снят с экрана.
Улдис Браунс
Родился 19 декабря 1932 г. В 1959 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Л. Косматова), в 1966 г. — Высшие курсы сценаристов и режиссёров. В 1957—1961 гг. — оператор Дальневосточной студии кинохроники, в 1961—1991 гг. — оператор, режиссёр Рижской к/с.Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР.
Герц Франк
Он пришел в кино из фотографии, азбука которой, как сказано в его записках "Карта Птолемея", помогает постигать азбуку кино. Преподанные фотографией уроки были Герцем Франком затвержены и усвоены: в тщательно проработанном изображении его фильмов значимы все элементы — свет, ракурс, композиция.
Уже первые работы Герца Франка были восприняты как революция в советской документалистике: изображение, в отличие от закабаленного цензурой и потому мертвого слова, оказалось в принципе неподконтрольно, ибо скрытые смыслы, которые оно транслировало, "проявлялись" только в восприятии зрителя.
Родился в г. Лудзе, Латвия. В 1947 г. окончил Камышловское пехотное училище Уральского военного округа и Свердловский филиал Всесоюзного заочного юридического института. Служил офицером в Забайкальском военном округе. Работал журналистом и фотографом во Владимире и Риге.
С 1959 г. — сценарист и режиссер Рижской к/с.
С 1993 г. живет в Израиле и Латвии. Преподает на ВКСР, в киношколах Германии, в Иерусалимской синематеке. Автор книги "Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста" (1975) и ряда публицистических статей, опубликованных в научных сборниках и периодической печати. Луареат государственной премии Латвийской ССР (1967 г., 1989 г.).
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1975 г.).
Премия "Лавровая ветвь" "За вклад в кинолетопись" (2001 г.)
Приз "Золотой Нанук" — "За вклад в развитие документального кино" на МКФ нового документального кино "Флаэртиана" в Перми (2006 г.) В свои 85 лет Герц Вульфович продолжает снимать кино.