Истоки Музея кино10 марта 2011, 23:40
|
||
Мы встретились с Наумом Клейманом, основателем и директором Центрального Государственного Музея Кино в Москве, в Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна. Там мы поговорили об истоках и истории Музея Кино.
Первая коллекция фильмов была собрана Союзом Кинематографистов — негосударственной организацией. Эта коллекция легла в основу первого в мире Музея кино, открывшегося в Москве в 1926 году. Всего шесть лет спустя, в 1932, Музей кино как негосударственное независимое учреждение был закрыт. "Правительство запретило Музей кино, поскольку идеологам нужна была не история, а мифы. А мифы не нуждаются в исторических справках". После закрытия многие известные кинематографисты регулярно писали письма в Министерство культуры и руководству партии с просьбами об учреждении музея. Так продолжалось до шестидесятых. К 1969 финансовое состояние киноиндустрии, наконец, улучшилось, и было принято решение о создании музея с несколькими кинозалами, выставочными залами и даже с небольшой гостиницей. Планирование и строительство длились 18 лет. В 1986 году, когда первая часть киноцентра была готова, состоялось официальное открытие Музея кино. Вместе с официальным статусом музей получил право приобретать коллекции. Первое собрание сотрудников музея прошло в доме-музее Эйзенштейна — вначале их было всего трое. "Я отказался стать директором музея. Согласился взять на себя руководство только на год. С тех пор прошло 25 лет!" Недолгое счастье В марте 1989 года состоялось окончательное открытие и переименование в Центральный Государственный Российский Музей Кино. 1991: мечта о собственном здании с мультиплексным кинотеатром, выставочными залами, архивом, магазином при музее осуществилась, но оставалась явью всего два года. Воспользовавшись нестабильной экономической ситуацией в стране во время перестройки, Никита Михалков, занимавший должность председателя Союза Кинематографистов, приватизировал Музей кино вместе с киноцентром: "... естественно, на свое имя - против закона." Приватизация государственного музея? Абсурд! Союз кинематографистов в тот же день начал процесс против вновь образованной частной компании. Еще при Горбачеве музей официально сохранял статус государственного, но спасти здание уже было невозможно. Никита Михалков продал здание акционерному обществу, членом которого являлся сам. В декабре 2005 года состоялся последний кинопоказ; теперь в киноцентре располагаются казино и рестораны. Благодаря Карену Шахназарову все фонды музея все же удалось разместить на киностудии МОСФИЛЬМ. И архивы, и офис Музея кино находятся там по сей день. Выставки и кинопоказы можно проводить только в сотрудничестве с другими музеями и кинотеатрами. Вход на территорию киностудии строго регламентирован, поэтому единый киноцентр как место проведения встреч и дискуссий потерян. "Было только одно другое место, где можно было так хорошо поговорить о кино: Сан-Франциско". Министерство культуры, обремененное необходимостью гигантской финансовой поддержки всех своих институтов, много лет обещает помочь. Однако медлит с помощью — во многом из-за того, что помещения многих учреждений культуры были переданы православной церкви, заявившей о своих правах на собственность. „Нельзя упрекать Министерство культуры в том, что у него столько проектов: Большой Театр, новое здание Третьяковской Галереи, юбилей Пушкинского музея, наконец, Литературный музей. Не говоря о всей стране." При этом существует старая проблема: в Министерстве культуры нужны контакты, „...но там уже все схвачено у "Тартюфа Сергеевича" из Союза Кинематографистов..." Адрес статьи: www.goethe.de |
||
|