"Небо над Берлином - Портрет города". Цикл I15 апреля 2011, 17:22
|
||
Апрель 2011 Программа Музея Кино в Центральном доме художника "Небо над Берлином - Портрет города" Цикл I 26 апреля в Центральном Доме Художника на Крымском Валу стартует кинопрограмма "Небо над Берлином – портрет города", посвященная столице Германии. Организаторы программы – Музей кино и Немецкий культурный центр имени Гете в Москве. Столица Германии – город с богатейшей киноисторией. Над кинопортретом Берлина поработало немало славных мастеров разных эпох – от Вальтера Рутманна до Кристиана Петцольда, в нем отразились трагические перипетии немецкой истории, парадоксы и соблазны берлинского образа жизни, атмосфера мегаполиса и особенности характеров берлинцев. Вниманию зрителей будут предложены как фильмы, ставшие классикой мирового кино, так и работы молодых мастеров: 26 апреля, вторник, 19-30 БЕРЛИН – СИМФОНИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА/, Вальтер Рутманн, 1927, 60 мин. Режиссёр: Вальтер Рутманн Сценарий: Карл Фройнд, Карл Майер, Вальтер Рутманн Операторы: Роберт Баберске, Раймар Кунце, Ласло Шэффер, Карл Фройнд Композитор: Эдмунд Мизель Художник: Эрих Кеттельхут Это первый и самый известный ранний кинопортрет Берлина эпохи немного кино. Единственным персонажем фильма является Берлин - гигант, молох, титан. Симфония складывается из миллионов человеческих лиц, которые в кадре сведены друг с другом и со всем тем, что сопутствует, движется мимо, спешит, отдыхает… В кадре уличная суета, вращающиеся детали машин, танцующие артистки кабаре, мальчишки-газетчики, вальяжные бюргеры, нагромождения зданий, семафоры. У этого города своя жизнь, свой ритм, своя музыка, своя динамика, свой танец. 27 апреля, среда, 19-30 Люди в воскресенье / Menschen am Sonntag, Курт Сиодмак, Роберт Сиодмак, 1929-30, 74 мин. Режиссёры: Курт и Роберт Сьодмак Сценарий: Курт Сьодмак, Роберт Сьодмак, Билли Уайлдер Композитор: Отто Штензиль Художник: Мориц Седер В ролях: Бригитте Борхерт, Вольфганг фон Вальтерхаузен, Кристль Элерс, Анни Шрейер, Курт Геррон, Валеска Герт, Генрих Гретлер, Ерно Веребес Описание воскресного дня берлинцев, скромных служащих. Каждый из них играет в фильме сам себя. Две девушки и двое мужчин проводят день на озере, играют в футбол, гуляют. Фильм снят на минимальные средства, но с твердой эстетической позицией, противостоящей изысканности и искусственности заканчивающего свой век немого кино. Это программное возвращение к простоте и к чуду, таящемуся в жестах, персонажах, обстановке или сюжете. От фильма исходит необыкновенное чувство света и счастья, радости, молодсти. Это портрет Берлина житейского, тихого, милого, повседневного, молодого и озорного. 28 апреля, четверг, 19-30 ВИКТОР И ВИКТОРИЯ / Victor und Victoria, Райнхольд Шюнцель, 1933, 100 мин. Режиссёр: Райнхольд Шюнцель Сценарий: Райнхольд Шюнцель Продюсеры: Эдуард Кубат, Альфред Зейслер, Эрих Поммер Композитор: Франц Доэль Художники: Бенно Фон Арент, Луиза Ледер В ролях: Рената Мюллер, Герман Тимиг, Хильде Хилдебранд, Фриц Одемар, Эрнст Бехмер Портрет Берлина богемного, кафешантанного, тонущего в табачном дыму и ароматах дорогого парфюма. Здесь мы увидим Берлин театральный, город-лицедей, меняющий свой облик, пол, стиль поведения, постоянно играющий, поющий и танцующий. Молодая певица Сюзанна стала известной, когда обстоятельства заставили её переодеться мужчиной. Это как раз та эпоха, когда женская мода стала так похожа на мужскую, когда эмансипированные женщины стали с шиком и блеском носить мужские костюмы (вспомним Марлен Дитрих!). И все бы ничего, но однажды Сюзанна в мужском обличии влюбилась. И "тоже" в мужчину... Это блистательная музыкальная романтическая комедия ошибок и положений, разумеется, со счастливым финалом. 29 апреля, пятница, 19-30 УБИЙЦЫ СРЕДИ НАС/ Die Mörder sind unter uns , Вольфганг Штаудте, 1946, 85 мин. Режиссёр: Вольфганг Штаудте Сценарий: Эберхард Кайндорф, Иоханна Зибелиус, Фриц Штаудте, Вольфганг Штаудте Операторы: Фридль Бен-Грунд, Ойген Клагеманн Композитор: Эрнст Ротерс В ролях: Эрнст Вильгельм Бохерт, Хильдегард Кнеф Для послевоенной Германии роль первой национальной картины была велика, и символично, что таковой стала именно лента Вольфганга Штаудте (этот фильм является также и первой работой, выпущенной национальной киностудией "ДЕФА", организованной на основе разрушенной материальной базы эпохальной "УФА"). После окончания войны из концлагеря в Берлин возвращается молодая немка. Здесь она обнаруживает, что её квартира самовольно занята странным мужчиной, который наотрез отказывается выезжать. Проникнувшись сочувствием к контуженному ветерану, она отводит ему угол и пытается помочь ему избавиться от кошмаров войны, открывая в его прошлом одну загадку за другой…Собственно, главным героем фильма оказывается этот самый мужчина, военврач, пребывающий в глубокой депрессии и подверженный тяжким наваждениям, для визуализации которых авторы задействуют приемы легендарного довоенного экспрессионизма. Художником-постановщиком фильма выступил Отто Хунте, создавший в лучших немых фильмах Фрица Ланга ("Доктор Мабузе, игрок" /1922/, дилогии "Нибелунги" /1924/, "Метрополис" /1927/) ту магическую изобразительную выразительность, что составила историческую славу немецкого киноэкспрессионизма. Картина затрагивает весьма болезненные темы национального самолюбия. Фильм содержит не только антифашистскую направленность, он ориентирован на опасную и актуальную для общества тему вины и комплекса "побежденной нации". Редкие натурные съёмки поражают эффектом "эпицентрального землетрясения" – оказывается, ряд районов Берлина был не просто превращен в руины, а сметен с лица земли. 30 апреля, суббота, 17-00 ВСЕСТОРОННЕ ОГРАНИЧЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ/ DIE ALLSEITIG REDUZIERTE PERSÖNLICHKEIT, Германия, 1977-78, 98 мин. Режиссер: Хельке Зандер В ролях: Хельке Зандер, Йоахим Бауман,Э Франк Брукнер, Ева Гагель, Западный Берлин, 1977 г. : мать-одиночка Эдда Химневски подрабатывает в местных газетах и вскоре убеждается, что "у кухарки нет времени управлять государством". Высказать свое мнение о фотопроекте по Западному Берлину уже представляется ей верхом смелости. "Большинство женщин работает намного больше, чем мужчины. Они не отступаются от того, что для них важно, несмотря на 60 часов, которые пришлось отработать в другом месте. Эдда упорна, и таких много". Так говорит о своей героине Хельке Зандер, известный режиссер и феминистка, одна из создательниц единственного немецкого феминистского киножурнала "Женщины и кино" ("Фрауэн унд фильм"). Роль Эдды Химницки – "всесторонне ограниченной личности" - исполняет сама режиссер.Фильм, имевший огромный успех на Международном форуме молодого кино в Берлине в 1978 г., - отнюдь не слезливая жалоба на трудную жизнь женщины, которой приходится платить за свою независимость сведением к минимуму жизненных потребностей, политических и личных интересов и планов. Хельке Зандер изображает повседневную жизнь своей замученной героини с иронией, симпатией и достаточной дистанцированностью. Поскольку Эдда воплощает образ жизни большинства современных женщин, у зрительниц могло бы возникнуть искушение самоидентификации с персонажем, однако режиссер не дает фильму уклониться в иллюзию – при помощи комментариев, цитат из литературы и кино, вставки газетных вырезок и радиопередач, а главное – благодаря кадрам Берлина, Стены, мусора, строительных отвалов, граффити. Так фильм о женской судьбе становится фильмом о Берлине, городе, раздираемом противоречиями, как и существование героини, эта жизнь в рассрочку. Жизнь урывками, и все же цельная: "ведь все вещи обладают цельностью, и когда их дробят, они снова становятся цельными – каждая часть отдельно" - цитата из писателя Томаса Браша, в 1976 г. перебравшегося из ГДР на Запад. При этом Хельке Зандер удается так соединить ситуацию разломанного города и сломанную жизнь своей героини, что возникает двойной портрет большой силы и убедительности. Долгие съемки разрушенных домов, мусорных свалок, вновь и вновь попадающей в кадр Стены, и короткие, напряженные эпизоды из повседневной жизни Эдды Химницки не обособлены друг от друга, а остаются в постоянной связи, что не мешает фильму сохранять характер открытости, эксперимента. 30 апреля, суббота, 19-30 БЕРЛИН, ПЛОЩАДЬ ШАМИССО / Berlin Chamissoplatz, Рудольф Томе, 1980, 114 мин. Режиссёр: Рудольф Томе Сценарий: Йохен Брунов, Рудольф Томе Оператор: Мартин Шэфер В ролях: Ханс Цишлер, Сабина Бах, Вольфган Киндер, Гизела Фройденберг, Анна Классе, Хильдегард Бах, Ганс Брокманн Архитектор Мартин занимается проектом санирования старого, разрушающегося квартала на площади Шамиссо в Берлине. Случайно он знакомится со студенткой Анной, которая участвует в общественном движении по сохранению этого старинного района. Мартин влюбляется в девушку и теперь разрывается между чувством и профессиональным долгом. Чувство одерживает верх, и Мартин открывает общественной группе, где состоит Анна, планы городских властей. Товарищи Анны публикуют эту информацию за спиной архитектора, без его ведома и разрешения. Мартин чувствует себя преданным. 1 мая, воскресенье, 17-00 ЖЕЛЕЗНЫЙ АНГЕЛ/ Engel aus Eisen , Томас Браш, 1981, 108 мин. Режиссёр: Томас Браш Сценарий: Томас Браш Оператор: Уолтер Лассали Композитор: Кристиан Кунерт Художники: Никос Перакис, Ингрид Зоре, Бернд Лепел В ролях: Хильмар Тате, Катарина Тальбах, Карин Бааль, Ильзе Паге, Петер Бромбахер, Клаус Пол, Ханнс Цишлер, Хорст Лаубе, Юрген Флимм Это фильм о блокаде Берлина в 1948 году. Подлинная история мародерской банды Вернера Гладова, грабившей послевоенный разоренный город. Это своеобразная аналогия к фильму "Место встречи изменить нельзя": город, поднимающий голову после войны, восстающий из руин, залечивающий раны, и банда, "черная конка" по-берлински, которая не дает спокойно спать горожанам и все никак не может понять: война кончилась, закон вернулся. 1 мая, воскресенье, 19-30 НЕБО НАД БЕРЛИНОМ / Der Himmel über Berlin Германия (ФРГ), Франция, 1987, 140 мин. Режиссёр: Вим Вендерс Сценарий: Петер Хандке, Рихард Райтингер, Вим Вендерс Оператор: Анри Алекан Композиторы: Юрген Книпер, Лоран Петиган, Лори Андерсон Художники: Хайди Люди, Моника Джейкобс, Эстер Вальц В ролях: Бруно Ганц, Сольвейг Доммартин, Отто Зандер, Курт Буа, Питер Фальк, Ганс Мартин Стир, Эльмар Вильмс, Зигурд Рахман, Беатрис Мановски, Лайош Ковач Самый известный и яркий фильм Вима Вендерса и визитная карточка Берлина 1980-х. Два ангела - Дамиэль и Кассиэль, одни из многих таких же, как они, парят в небе над Берлином, читают сокровенные мысли людей, наслаждаются своей свободой и одновременно немного завидуют смертным. В мире ангелов нет времени и нет физических ощущений, а есть лишь дух и мысль. Полюбив цирковую акробатку Марион, Дамиэль выбирает невечную земную любовь и жизнь, со всеми слабостями и несовершенством. Он жертвует своей ангельской свободой и превосходством, своими белыми крыльями, чтобы стать простым смертным и прожить всю жизнь с любимой женщиной. |
||
|