6 Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль

6 июня 2011, 2:53
Циклы Музея кино на 6 ММОКФ так или иначе связаны с темой "движения", понимаемого и как перемещение в пространстве и времени, и как внутренняя трансформация. Кино по природе своей есть искусство "движущихся картинок", что и отображено в одной из программ этого года, возвращающей нас к ранним периодам истории кинематографа. Вместе с тем сохраняются традиционные музейные циклы "Сюжет и трактовка", "Немое кино – живая музыка", программы неигровых фильмов, иллюстрирующие общую тему Книжного фестиваля этого года – "Траектории".
Кураторы - Наум Клейман, Максим Павлов

В обеспечении и организации этой программы принимали активное участие:

Французский институт в России, Посольство Франции в России, Фонд Альянс Франсез, Институт Сервантеса в Москве, Немецкий культурный центр имени Гёте в Москве,

Госфильмофонд России, Эдуард Тимлин (Киев), а также сотрудники Музея кино Вера Румянцева, Ксения Курбатова, Игорь Билоцеркович, Эдуард Шуленин.

Сюжет и трактовка: странствия Дон Кихота и Санчо
(к Году Испании в России и России в Испании)


Традиционная программа Музея кино "Сюжет и трактовка" в этом году отправляется в странствия вместе с Дон Кихотом и Санчо по страницам их кинопохождений в XX веке.

Сюжет и герой великого романа Мигеля де Сервантеса привлекали к себе внимание самых различных читателей, подражателей, соперников, поклонников, комментаторов, переводчиков и интерпретаторов с момента "первого выезда" Дон Кихота в свет в 1605 г. Одно перечисление великих имён, увлёкшихся этим образом, составило бы добрую страницу текста, а ведь ещё и не один литературный герой вышел из кихотовского "тазика для бритья": Пиквик и Тартарен, мадам Бовари и Том Сойер, Инсаров и князь Мышкин.

Неудивительно, что уже в первое десятилетие существования нового искусства Дон Кихот "въезжает" и на экраны: в 1902 г. первую экранизацию делают пионеры французского кино Фердинанд Зекка и Люсьен Нонге, в 1908-09 к ним присоединяются Жорж Мельес и Эмиль Коль. К моменту появления первого полнометражного Кихота его "фильмография" насчитывает уже добрый десяток экранизаций, в основном на французской почве.
Датский режиссёр Лау Лауритцен (1878–1938) вошёл в историю кино как прекрасный комедиограф, создавший более 70 кинокартин. Он начал свою режиссёрскую карьеру на студии "Нордиск" в начале 1910-х гг. в момент её расцвета. Проработав там постановщиком трюковых фарсов, в 1920 он приходит на новоорганизованную фирму "Палладиум", став и её художественным руководителем, и единственным режиссёром. Именно на ней в 1921 г. он создаёт свой фильм "Кино, флирт и обучение", в котором впервые появляется забавная парочка Маяк и Прицеп (долговязый худышка Карл Шенстрём и бывший цирковый клоун, толстяк-коротышка Харальд Мадсен). Эта пара скоро снискала популярность не только у себя в стране, но и по всей Европе, став в Англии Длинным и Коротышкой, Телеграфным столбом и Подпоркой в Швеции, а в Германии, Франции, Польше и Советском Союзе Патом и Паташоном.

Количество комедийных фильмов с их участием давно перевалило через полторы дюжины, когда в 1926 году режиссёр смог исполнить свою давнюю мечту – экранизацию романа Сервантеса. Съёмочная группа проработала около года в Испании – это был первый опыт прихода киноКихота на родную ему землю: соответствующие эпизоды романа снимали именно в тех местах, где происходило действие, используя костюмы и реквизит, заимствованные в испанских музеях. Лауритцен смело "командовал" настоящей испанской конницей и сотней крестьян, щедро тратя громадный по тем временам для датского кино бюджет. Увы! – фильм снискал успех лишь в самой Испании, зрители остальной части Европы жаждали видеть на экранах знакомые образы бродяжек Пата и Паташона, а не трагического героя Шенстрёма и его верного слугу Санчо-Мадсена. Не встретила фильм тепло и критика, обвиняя его в "иллюстративности". Пожалуй, лишь одна сцена передавала дух романа Сервантеса – с ветряными мельницами, что позже отмечал и выдающийся немецкий критик, историк и теоретик кино Зигфрид Кракауэр. И режиссёр, и его актёры вернулись к традиционным маскам Маяка и Прицепа, проработав в кино вплоть до 1940 года.
Следующие два фильма, представляемые в этой программе, имеют "русский след": не случайно именно образ и идеи Дон Кихота и, пожалуй, лишь ещё Гамлета столь укоренились в русской культуре, начиная с XVII века. Особое отношение к герою сложилось в отечественной традиции с XIX века, исследованию этого феномена посвятил свою монографию "Дон Кихот на русской почве" Юрий Айхенвальд (1982-1984).

Общеизвестно, что опера Жюля Массне "Дон Кихот" была написана специально для Фёдора Шаляпина и исполнена им в Монте-Карло (1910), а затем в Москве и Петербурге. Образ и партия идальго были горячо любимы Фёдором Ивановичем, о чём он неоднократно высказывался и писал в своих письмах и воспоминаниях. Когда идея экранизации стала воплощаться, в том числе благодаря усилиям сына певца – Фёдора Фёдоровича, Шаляпин обрёл второе дыхание артиста: "Сказать по правде, оперный театр меня никогда не удовлетворял. Декорации, бутафории, условности… всё это не то. Даже пение, даже музыка Массне. Мне хочется достичь другого, настоящей правды в игре… я хочу сделать фигуру эпической, так сказать, монументом вековым – не знаю, дадут ли боги разума и силы, но пока что горю…".

Участие Шаляпина в фильме выдающегося немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста (1885–1967) не было первым кинематографическим опытом гениального певца: ещё в 1915 г. он снимался в роли царя в фильме А.И.Иванова-Гая "Царь Иван Васильевич Грозный" по драме Л.А.Мея. Вместе с тем, лишь в роли Дон Кихота им был создан образ, признаваемый многими конгениальным сервантесовскому, хотя в фильме не использовались ни либретто, ни музыка оперы Массне. Несмотря на сложности, которые сопровождали создание фильма (вышедшего на экраны сразу в двух вариантах – франко- и англоязычном), Фёдор Иванович был в целом удовлетворён своей работой, подвергшейся диаметрально противоположным отзывам в современной ему критике. Почти все признавали слабыми местами экранизации рыхлый сценарий Поля Морана, представлявший из себя череду эпизодов, "бессвязно следующих один за другим", и излишнюю театральность фильма (тот же Кракауэр). Труд Шаляпина был оценен выше, чем работа Пабста (обзор отзывов современников о фильме см. в статье Александры Тучинской, напечатанной в журнале "Киноведческие записки", № 96).
Общепризнанным шедевром воплощения романа на экране стала его постановка Григорием Михайловичем Козинцевым (1905-1973). Примечательно, что в том же 1957 году начал работу над фильмом о Дон Кихоте и Орсон Уэллс, так и не закончивший её). К тому моменту наиболее популярной экранизацией считалась работа испанского режиссёра Рафаэля Хиля (1947), фильму Козинцева выпала судьба затмить ее, в том числе и в глазах испанского зрителя.

Никогда не бывавший в Испании режиссёр перенёс воображаемую испанскую провинцию на русскую почву – "в своего рода Миргород", отправив героя и его верного оруженосца "на рассвете из тесного захолустья, из мутной миргородской лужи в огромный мир". Кихот-Козинцев был окружён верными и конгениальными оруженосцами. Сценарий написал Евгений Шварц. Визуальный образ фильма определили Натан Альтман и Евгений Еней (эскизы к кинокартине из собрания Музея кино можно увидеть на выставке "Испанские мотивы в советском кино", проходящей в эти дни в Институте Сервантеса в Москве). Музыку к фильму сочинил композитор Кара Караев. В заглавных ролях выступили Николай Черкасов (для которого это было уже четвёртое обращение к образу, о чём позже он напишет книгу "Четвёртый Дон Кихот", вышедшую в 1958 году) и Юрий Толубеев. Наконец, целая плеяда операторов во главе с Андреем Москвиным снимала этот первый ленфильмовский широкоэкранный фильм.
Удивительным образом Козинцеву удалось, отказавшись от "испанского колорита", сделать своего национального "русского Дон Кихота" общечеловеческим, тем самым повторив задумку Сервантеса. И хотя фильм не получил в Каннах Золотую Пальмовую ветвь, на которую номинировался (она досталась вестерну Уильяма Уайлера "Дружеское увещевание"), а на I Всесоюзном кинофестивале 1958 года в Москве получил лишь третью премию, киногерои, созданные командой Козинцева, и сегодня продолжают своё путешествие "дорогами Дон Кихота". Программа Музея кино предлагает Вам последовать за ними в Год Испании в России.

11 июня 14.30 Киноконцертный зал
ДОН КИХОТ/ Don Quixote
Режиссёр: Лау Лауритцен / Lau Lauritzen.
В ролях:
Карл Шенстрём / Carl Schenstrøm, Харальд Мадсен / Harald Madsen, Лиз Баудитц / Lise Bauditz, Торбен Мейер / Torben Meyer.
Производство: Palladiumfilm.
Дания, 1926, 60 мин.

12 июня 14.30 Киноконцертный зал
ДОН КИХОТ/ Don Quichotte
Режиссёр: Георг Вильгельм Пабст / Georg Wilhelm Pabst.
В ролях: Фёдор Шаляпин / Feodor Chaliapin, Дорвиль / Dorville, Рене Доньо / René Donnio, Рене Валье / Renée Valliers, Мади Берри / Mady Berry, Жан де Лимюр / Jean de Limur, Арлетт Маршаль / Arlette Marchal.
Производство: Nelson Film, Vandor Film.
Франция – Германия – Великобритания, 1933, 73 мин.


13 июня 14.30 Киноконцертный зал
ДОН КИХОТ
Режиссёр: Григорий Козинцев.
В ролях: Николай Черкасов, Юрий Толубеев, Серафима Бирман, Светлана Григорьева, Людмила Касьянова, Георгий Вицин, Владимир Максимов, Виктор Колпаков, Бруно Фрейндлих, Лидия Вертинская, Тамилла Агамирова.
Производство: Ленфильм.
СССР, 1957, 100 мин.


Траектория Павла Бардина

Артхаус − это всего лишь независимое кино, сделанное дома, на кухне. На кухне выросло много замечательных идей и проектов. По определению, авторских. В артхаус записывают фильмы, которые могли бы иметь гораздо более широкую прокатную судьбу. Таких картин десятки.
Авторское кино упрекают в пессимизме. Если смотреть толь¬ко новости федеральных каналов − упрек покажется справед¬ливым. Если смотреть из окна "Бентли" на цветущую сирень московских бульваров − тоже. С точки зрения медбратьев и медсестер, солдат и матросов, молодых актеров реперту¬арного театра и крестьян, одиноких матерей и стариков-инвалидов, российское кино может показаться каким угодно − только не пессимистичным.
У авторского независимого кино нет и не может быть полити¬ческой идеологии. Есть идея создания кино о людях. И этим независимое кино отличается от продюсерского. В продюсер¬ском на первое место, как ни крути, выходят деньги. А люди отодвигаются на второй план.
Павел Бардин, режиссер

12 июня 16.30 Киноконцертный зал
ГЕРОЙ
Россия, 1999, 10 мин.

РОССИЯ 88
В ролях: Пётр Фёдоров, Арчибальд Арчибальдович, Михаил Поляков, Марина Орёл, Николай Мачульский, Михаил Павлик, Антон Кузнецов, Иван Игнатенко, Вера Строкова, Александр Макаров, Елена Токмакова-Горбушина, Александра Николаева, Казбек Кибизов, Георгий Тотибадзе, Петр Баранчеев, Андрей Мерзликин и др.
Производство: ООО "План2Плей".
Россия, 2009, 104 мин.

"Немое кино – живая музыка"
Кино ярмарочных балаганов:
Cinématographe – Cine – Moving pictures


Традиционная программа Музея кино в этом году посвящена самому раннему периоду развития кинематографа. Перед нами предстанут не просто немые фильмы, сопровождаемые музыкой, написанной для них современными авторами, но "кинопримитивы" – во всём своём жанровом разнообразии: представления "живых картин", их трансформации, феерии, скетчи, фарсы, – всё то, что видели в ярмарочных балаганах первые посетители таинственного Синематографа, родившегося на рубеже веков.

Первая программа представляет собой подборку фильмов Жоржа Мельеса (1861-1938). Один из них называется "Человек-оркестр". Это определение как нельзя лучше подходит самому автору, гениальному творцу – одновременно продюсеру, сценаристу, режиссёру, сценографу и актёру собственных фильмов, который первым взглянул на кино как на настоящее искусство, способное художественно преображать реальность. Мельес стал изобретателем спецэффектов и создателем "псевдохроник", рекламных роликов и расцвеченных феерий, первой научно-фантастической картины "Путешествие на Луну" и первых экранизаций литературных произведений. С 1896 по 1913 год он снял более 500 лент (до настоящего дня сохранилось 197 названий), многие из которых и сегодня поражают постановочным мастерством, яркой зрелищностью и приемами трюковой съемки.

В проекте "Посвящение Жоржу Мельесу", включающем в себя показ 16 фильмов 1898-1906 годов, участвуют потомки великого кинематографиста-первопроходца: правнучка, актриса Мари-Элен Леэриссе и праправнук, композитор и пианист Лоуренс Леэриссе. Как в старое доброе время, всё происходящее на экране сопровождается музыкой, написанной Лоуренсом, который выступает в кино-концерте в роли тапёра. А Мари-Элен предваряет каждый фильм содержательными и остроумными комментариями. Все демонстрирующиеся фильмы были отреставрированы и перемонтированы благодаря содействию Общества друзей Жоржа Мельеса.

Если Мельес был волшебником театра, перенесенного на экран, то Сегундо де Шомон (1871-1929) стал магом кинематографа. Мельес пришел в кино из мира парижского мюзик-холла, откуда он привнёс в кинематограф роскошные макеты и декорации. Шомон же неразрывно связан с нарождающимся кинематографом своего времени. Не оставив в стороне практически ни один из аспектов киноиндустрии, он в основном разрабатывал принципы трюковых съемок, позже названных спецэффектами, некоторые из которых продолжают использоваться и в настоящее время. Мастерство, с которым Шомон придумывал и исполнял различные трюки, удивительным образом способствовало эволюции трюкового кино в повествовательное.

В творчестве Шомона переход от развлекательного к повествовательному кино начался в 1907-1908 гг., хотя для его стиля осталось характерным сочетание повествования и фантастических элементов. В 10-20-е годы Шомон работал поочередно в Италии и Франции, принимал участие в постановке таких известных картин, как "Кабирия" (1914) Джованни Пастроне и "Наполеон" (1927) Абеля Ганса, ему обязан успехом у зрителя фильм Бенито Перохо "Негр с белой душой", ставший предшественником знаменитого "Кинг-Конга".

Он был практически единственным из пионеров кинематографа, кто активно работал в нём вплоть до появления звукового кино, постоянно адаптируясь к разнообразным техническим и концептуальным инновациям первых тридцати лет существования нового искусства.

Бастер Китон (1895-1966) и, пожалуй, лишь ещё Чаплин органически связывали комедийный жанр раннего кинематографа со сценической традицией скетча и фарса, достигнув апогея своего творчества в немых картинах середины и конца 20-х гг.
Один из признанных шедевров творчества Китона, фильм "Шерлок младший" (1924) – не только техническое чудо своей эпохи, но прежде всего памятник сюрреализма и дерзкого воображения, своего рода "черная жемчужина", поразительно верно воплотившая сновидческую природу кинематографа. В основе сюжета – история скромного киномеханика, которого несправедливо обвинили в краже часов из дома его невесты. Герой возвращается на работу, засыпает и попадает в фильм, который он сам и показывает.

Фильм стоит у истоков сюрреализма, не случайно он так впечатлил Луиса Бунюэля, который посмотрел его вместе с Федерико Гарсиа Лоркой, а также Жака Риветта, который открыл для себя этот фильм в середине 60-х во Французской синематеке. Когда в 1985 году состоялась премьера "Пурпурной розы Каира" Вуди Аллена, многие критики связывали этот фильм с "Белым шейхом" Ф.Феллини (1952), но лишь немногие угадали истинный источник вдохновения – фильм "Шерлок младший".

Скетч Лорки "Променад Бастера Китона" (который прозвучит в программе кинопоказа) был опубликован в журнале "Гальо" в 1928 г. Текст этот может показаться чисто сюрреалистическим. Но, по словам его переводчика, известного испаниста Натальи Малиновской, "внутри цельной поэтической системы Лорки сюрреалистические элементы, сталкиваясь с фольклорными, не только изменяли их, но и изменялись сами, обретая новый смысл".
Именно в своеобразном диалоге Лорки и Китона находит ключ к своей музыкальной интерпретации "Шерлока младшего" барселонец Жорди Сабатес (род. 1948), испанский композитор и пианист, известный своими саунд-треками к фильмам Жоржа Мельеса, Сегундо де Шомона, Бастера Китона, "Носферату" и др.
Кроме "Шерлока младшего", будет продемонстрирована ещё комическая короткометражка Китона "Игорный дом" (1921), а Жорди Сабатес прокомментирует скрытые переклички Лорки и Китона.

11 июня 20-00, Киноконцертный зал
ПОСВЯЩЕНИЕ ЖОРЖУ МЕЛЬЕСУ

Оригинальная музыка и фортепианное сопровождение: Лоуренс Леэриссе-Мельес / Lawrence Lehérissey-Méliès
Комментарий: Мари-Элен Леэриссе-Мельес / Marie-Hélène Lehérissey-Méliès
(Франция)

В программе киноконцерта фильмы:
Меломан / Le Mélomane, 1903
Искушение Святого Антония / Tentation de saint Antoine, 1898-1899
Синяя борода / Barbe-Bleue, 1901
Чёрный дьявол / Le Diable noir, 1905
Путешествие на Луну / Voyage dans la Lune, 1902
Куколка и золотая бабочка (Брамин и бабочка) / La Chrysalide et le Papillon d'or, 1900-1901
Чудесный живой веер / Le Merveilleux Éventail vivant, 1904
Фея Карабосс, или Роковой кинжал / La Fée Carabosse ou le Poignard fatal, 1906
Импрессионист конца века / L'impressionniste fin de siècle, 1898 (?)
Человек-оркестр / L'Homme-Orchestre, 1900
Коронация Эдуарда VII / Le Sacre d'Edouard VII, 1902
Таинственное разъятие / Dislocation mystérieuse, 1900-1901
Живые карты / Les Cartes vivantes, 1905

Человек с резиновой головой / L'Homme à la tête en caoutchouc, 1901
Дьявольский кэк-уок / Le Cake-Walk infernal, 1903
Царство фей / Le Royaume des fées, 1903
Общая продолжительность: 105 мин.


12 июня 20-00, Киноконцертный зал
ЖОРДИ САБАТЕС ВОЗРОЖДАЕТ ВСЕЛЕННУЮ СЕГУНДО ДЕ ШОМОНА

Оригинальная музыка, фортепианное сопровождение и комментарии Жорди Сабатеса (Испания)

В программе киноконцерта фильмы и фрагменты из них:
Занавес (фрагмент фильма "Волшебный ирис") / Cortinas (fragmento de la película "El Iris fantástico"), 1912
Танцы всех народов (с преображениями) / Danses cosmopolites à transformation, 1902
Ох уж это бритье! / Ah! La barbe, 1905
Электрическая гостиница / Electric hotel, 1908
Создание серпантина / Création de la serpentine, 1908
Пасхальные яйца / Les oeufs de Pâques, 1907
Китайские тени / Les ombres chinoises, 1908
Чудесный альбом / L´album merveilleux, 1905
Чемодан Барнума / La valise de Barnum, 1904
Заколдованный дом / La maison ensorcelée, 1908
Король Долларов / Le Roi des Dollars, 1905
Метаморфозы / Métamorphoses, 1912
Красный призрак / Le spectre rouge, 1907
Музыка, вперед! / En avant la musique, 1907
Диковинная симфония / Symphonie bizarre, 1909
Необыкновенные картины / Imágenes insólitas
Занавес (фрагмент фильма "Волшебный ирис") / Cortinas (fragmento de la película "El Iris fantástico"), 1912

13 июня 20-00, Киноконцертный зал
ШЕРЛОК МЛАДШИЙ / Sherlock Jr.
Режиссёр: Бастер Китон / Buster Keaton.
В ролях: Бастер Китон / Buster Keaton, Кэтрин МакГуайр / Kathryn McGuire, Джо Китон / Joe Keaton, Эрвин Коннелли / Erwin Connelly, Уорд Крейн / Ward Crane.
Производство: Buster Keaton Productions.
США, 1924, 45 мин.

ИГОРНЫЙ ДОМ / The Play House
Режиссёры: Бастер Китон / Buster Keaton, Эдвард Ф. Клайн / Edward F. Cline.
В ролях: Бастер Китон / Buster Keaton, Эдвард Ф. Клайн / Edward F. Cline, Вирджиния Фокс / Virginia Fox, Джо Робертс / Joe Roberts.
Производство: Joseph M. Schenck Productions.
США, 1921, 22 мин.

Оригинальная музыка, фортепианное сопровождение и комментарии Жорди Сабатеса (Испания)
"Променад Бестера Китона" Федерико Гарсиа Лорки читает Виталий Скородумов


Вернер Херцог: вдаль – ввысь – вглубь – из себя – в себя


Программа фильмов классика мирового киноискусства и одного из отцов "нового немецкого кино" Вернера Херцога (род. 1942), автора более 40 уникальных по стилю картин, художественных и документальных. Режиссёр постоянно рискует жизнью на съемках своих фильмов, дерзких и порой шокирующих по проблематике. Движение, подчас экстатическое, доводящее и автора и его героев до пределов человеческих сил и возможностей, составляет основу не только его сюжетов, но и способов их воплощения.
В творчестве Херцога проявляется интерес к трём основным типам героев: аборигены, туземцы, жители областей Земли, далеких от европейской цивилизации; харизматичные личности, одержимые безумными идеями; наконец, люди, отвергаемые обществом…

11 июня 14.00 Пресс-центр
МАЛЫШ ДИТЕР ДОЛЖЕН ЛЕТАТЬ – БЕГСТВО ИЗ ЛАОСА / Little Dieter Needs to Fly – Flucht aus Laos
1997, 80 мин.
Фильм, созданный для германского телесериала "Путешествия в ад" ("Höllenfahrten"), повествует о невероятном и страшном приключении Дитера Денглера, немецкого пилота, который в 1956 году эмигрировал в США, вступил добровольцем в военно-воздушные силы и стал лётчиком-истребителем. Во время войны во Вьетнаме он был сбит над Лаосом и оказался вместе с другими американцами в лагере для военнопленных. После побега Дитера из лагеря на него была организована чудовищная охота в джунглях, и только благодаря чуду лётчик, на исходе сил, был в последнюю минуту спасен.

12 июня 14.00 Пресс-центр
КОЛЕСО ВРЕМЕНИ / Rad der Zeit
2003, 80 мин.
В 2002 году Далай Лама провел в Индии буддийскую инициацию Калачакра. В течение шести недель тысячи верующих предавались медитации и молитвам, в то время как монахи, меняя слои цветного песка, создавали преходящий образ: мандалу как видéние колеса времени. После интервью с Далай Ламой Вернер Херцог отправляется к священной горе Кайлаш на Тибете, чтобы наблюдать за ритуалом Бон-по.

13 июня 14.00 Пресс-центр
БЕЛЫЙ БРИЛЛИАНТ / The White Diamond
2004, 87 мин.
Американский авиаинженер Грэм Доррингтон отправляется на небольшом дирижабле к водопадам в центре Гвианы. За 12 лет до этого рискованного путешествия закончилась катастрофой экспедиция друга Доррингтона, кинооператора Дитера Плаге, снимавшего зверей в неведомых краях. К новой экспедиции, которая использует усовершенствованный летательный аппарат, присоединяется Вернер Херцог.

Презентация Международного кинофестиваля аудиовизуальной антропологии "Дни этнографического кино"


Международной кинофестиваль аудиовизуальной антропологии "Дни этнографического кино" представляет цикл фильмов, которые дадут зрителям возможность окунуться в захватывающий мир этнографических исследований.
Этнографическое кино – это фильмы, созданные профессиональными исследователями, и сегодня в глобализирующемся мире они становятся чрезвычайно актуальны. Эти фильмы рассказывают о народах и этносах, ритуалах и верованиях, культурных традициях и формах наследия. Сегодня география и тематика этнографических фильмов предельно широка и разнообразна и уже давно вышла за рамки фиксации лишь экзотических культур. Жизнь городов и мегаполисов, антропология власти, антропология труда и профессий, мировые глобальные процессы, неизбежно трансформирующие социокультурную среду, – вот перечень лишь немногих тем, которыми занимается киноантропология.
Для показов отобраны фильмы, представляющие историю развития и становления отечественного и европейского этнографического кинематографа.

Прежде всего это классическая картина легендарного французского режиссёра и известного антрополога Жана Руша. Картина "Мало-помалу" рассказывает о весьма интересном антропологическом эксперименте, который проводит глава строительной конторы из Нигерии, прибывший в Париж, чтобы сделать объектом своего исследования современных ему парижан 1970-х гг.

Отечественную школу визуальной антропологии представляют два фильма, которые разделяет целая эпоха. Фильм "Деревня" советского режиссёра Ильи Копалина, снятый еще 1930-е годы, позволяет сегодня прочесть зашифрованный, хранившийся долгие годы в архиве "месседж" потомкам об истинном положении дел в советской "процветающей" деревне. Современное российское этнографическое кино представит картина Ивана Головнёва "Старик Пётр". Этот фильм – путешествие в один из оазисов живой мифологии, который все ещё сохраняется в глубинах сибирской тайги, фильм о диалоге человека с природой и богами, фильм о жизни и судьбе последнего шамана хантов из долины реки Казым.
Кирилл Разлогов

11 июня 16:00 Пресс-центр
МАЛО-ПОМАЛУ / Petit à Petit
Режиссёр: Жан Руш / Jean Rouch
Франция, 1972, 90 мин.

12 июня 16:00 Пресс-центр
Чай с Кириллом Разлоговым и Иваном Головнёвым
СТАРИК ПЁТР
Режиссёр:
Иван Головнёв
Россия, 2008, 26 мин.

13 июня 16:00 Пресс-центр
Вступительная речь профессора Владимира Магидова
ДЕРЕВНЯ

Режиссёр: Илья Копалин
СССР, 1930, 75 мин.

Движение истории: судьбы людей


Талантливое кино обладает способностью наглядно показывать диалектику исторического процесса: непрерывное движение истории, катастрофическое или малозаметное, становится испытанием для судьбы человека, но и само оно зависит от характеров, убеждений, идеалов людей. Фильмы трёх выдающихся украинских режиссёров, созданные в разные эпохи и в разных условиях, - свидетельства гражданского мужества и высоких нравственных достоинств людей: и знаменитых, и так называемых "рядовых". Замечательный фильм режиссёра Роллана Петровича Сергиенко (род.1936), ученика А.П.Довженко, и оператора Эдуарда Леонидовича Тимлина (р. 1938) разворачивает панораму историю Украины через образы шести женщин, каждая из которых становится воплощением определённой эпохи – от гражданской войны до хрущёвской "оттепели" (в своё время фильм был искромсан цензурой и практически не показан зрителю). Одно из главных произведений незаурядного мастера кино Рафаила Ароновича Нахмановича (1927-2009) – честный и искренний портрет Виктора Некрасова, автора эпохального романа "В окопах Сталинграда". Само имя писателя не упоминалось в кино после его эмиграции, но его регулярные выступления на радио "Свобода" играли важную роль в освобождении сознания советских людей от политической демагогии, пустого пафоса и наивных иллюзий. Картина одного из самых одарённых режиссёров своего поколения Анатолия Дмитриевича Сырых (р. 1946) посвящена раннему периоду творчества М.А.Булгакова, 120-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Наконец, выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров в Москве Орзу Шарипов (р. 1956), яркий представитель "новой волны" таджикского кино, с глубоким состраданием и редкой поэтичностью показывает физическую и моральную стойкость людей, ставших жертвами гражданских войн в Таджикистане и Афганистане.

11 июня 18:00 Пресс-центр
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
Режиссёр: Роллан Сергиенко
СССР/Украина, 1966, 60 мин.

Три фильма Орзу Шарипова (Таджикистан):
ДЕТИ ВОЙНЫ

1996, 20 мин.
СЛАДКАЯ РОДИНА
2000, 18 мин.
БЕГЛЕЦЫ
2004, 16 мин.

12 июня 18:00 Пресс-центр
ВИКТОР НЕКРАСОВ. НА "СВОБОДЕ" И ДОМА
Режиссёр: Рафаил Нахманович
Украина, 1992, 116 мин.

13 июня 18:00 Пресс-центр
МИХАИЛ БУЛГАКОВ. КИЕВСКИЕ СНЫ
Режиссёр: Анатолий Сырых
СССР/Украина, 1991, 59 мин.

Специальное событие.
К 150-летию со дня рождения Рабиндраната Тагора (1861-1941) и 90-летию со дня рождения Сатьяджита Рея (1921-1992)


"Не видеть фильмы Сатьяджита Рея – значит жить на земле и не видеть солнца и луны", – сказал о великом бенгальце Акира Куросава. Это не просто красивая фраза, реверанс коллеге. Рей – признанный классик мирового кино. На родине его ставят в один ряд с другим гениальным соотечественником – поэтом, художником, философом Рабиндранатом Тагором, прямо называя иногда "кинематографическим Тагором". Не меньшее признание Сатьяджит Рей получил и за пределами своей страны: он сам и его фильмы удостоены высших наград всех крупных кинофестивалей, в частности, в Каннах, Венеции, Берлине, Чикаго, Москве, Локарно, а также почётного "Оскара" за вклад в мировое киноискусство.
Сатьяджита Рея без преувеличения можно назвать создателем нового индийского кинематографа. Принципиально отказавшись от слезливых мелодрам, режиссёр открыл зрителям всего мира абсолютно другую, лишенную псевдоэкзотики Индию. Вслед за Реем это направление, получившее название "бенгальской школы", продолжили Мринал Сен, Ритвик Гхатак и плеяда молодых режиссёров.

Самым знаменитым созданием Рея остается трилогия об Апу ("Песня дороги", 1955; "Непокорённый", 1956; "Мир Апу", 1959), снятая по романам Б. Бондопаддхайя: в образе героя улавливается сходство с Тагором. Рей и напрямую обращается к жизни и творчеству великого индийского писателя. В 1961 г. он снимает документальный фильм "Рабиндранат Тагор" и игровую ленту "Три дочери", через три года экранизирует повесть "Чарулота".

А еще через 20 лет выходит на экраны один из самых серьёзных политических фильмов Рея "Дом и мир" по одноимённой книге Тагора (1916). Великий мыслитель написал её в зените своей славы, через три года после присуждения ему Нобелевской премии по литературе. В это время он разошёлся с Ганди в оценке распространяющегося движения "Свадеши" и стал одиноким странником. Воссоздавая на экране события начала ХХ века спустя 70 лет, Сатьяджит Рей по-новому интерпретировал многие политические моменты. Если Тагор открыто исследовал противостояние политики насилия, демагогии, жажды власти и политики созидания добра, то Рей стремился снять трагедию любви на фоне политических декораций. После выхода фильма на экраны режиссёр говорил, что ему "удалось создать настоящую трагедию". И действительно, многие критики отмечали близость "Дома и мира" Сатьяджита Рея к греческой трагедии. Весьма драматичными событиями сопровождались и сами съемки этой картины: у режиссёра случился сердечный приступ, и картину закончил сын Сатьяджита – Сандип.

11 июня 16.30 Киноконцертный зал
ДОМ И МИР / Ghare baire, 1984, 140'
Режиссёр: Сатьяджит Рей / Satyajit Ray.
В ролях: Шумитра Чаттерджи / Soumitra Chatterjee, Виктор Банерджи / Victor Banerjee, Сватилекха Чаттерджи / Swatilekha Chatterjee, Манодж Митра / Manoj Mitra, Индрапамит Рой / Indrapramit Roy, Бимала Чаттерджи / Bimala Chatterjee, Дженнифер Капур / Jennifer Kapoor, Гопа Айч / Gopa Aich.
Производство: NFDC (National Film Development Corporation of India).
Индия, 1984, 140 мин.

13 июня 16.30 Киноконцертный зал
"ПЕСНЯ ДОРОГИ" / "Pather Panchali" , 1955, 122'
Режиссер: Сатьяджит Рей / Satyajit Ray.
В ролях: Кану Баннерджи,Каруна Баннерджи,Субир Баннерджи,Ума Дас Гупта,Чунибала Деви,Рунки Баннерджи

История о каждодневной борьбе за выживание и постепенном упадке бедной семьи, живущей в бенгальской деревне. Отец, начинающий писатель, отправляется в город на заработки, оставив жену заботиться о детях и престарелой тётушке. Через натиск постоянных нападок соседей, нищеты и необходимости искать пропитание зрителю показана истинная красота человеческого быта, семейных традиций и любви к природе.

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ



ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...