Авторская программа "ФАСЦИНАЦИЯ: ЗВУК"

17 октября 2011, 0:11
В этом году Фестиваль "2morrow/Завтра" впервые 5 лет существования представляет совместную программу с Музеем кино. "ФАСЦИНАЦИЯ: ЗВУК" - авторская программа Кирилла Адибекова - будет показана в кинотеатре "Пионер".

Цель этой программы - обозначить определённый политический подход к звукозаписи в кино конца 1960–х начала 70гг.. Первые в Европе эксперименты по записи звука предпринимались в СССР и Германии в самом конце 1920-х гг.. Павел Тагер, Александр Шорин, Ганс Рихтер, Дзига Вертов пытались с помощью новейшей техники озвучить видимое. Культура звука была имманентна строительству нового мира. Однако появление звука в кино не намного опередило формирующиеся тоталитарные тенденции – в СССР, Германии, Италии, Испании. Уже к середине 1930–х годов художественные и политические искания были постепенно заморожены. Дискуссия сторонников Эйзенштейна и Вертова была если не запрещена, то фактически закрыта. Синхронная запись звука отныне практиковалась в т.н. демократических обществах, а студийная стала особенностью тоталитарных систем par excellence.

После II Мировой войны звуковой реализм становится способом противостояния идеологиям фашизма, в том числе и благодаря документированию судов нацистских преступников. Традиция синхронной звукосъёмки вышла на новый виток благодаря технической революции конца 50–х – уменьшению веса аппаратуры (Nagra III) и избавлению от технического стука пленки в камере (Eclair Coutant).

Студийная запись звука – "закрытое инкубаторное пространство" – успела стала синонимом нацистского кинопроизводства. Фабрикуемая реальность последнего была совершенно неприемлема для молодых режиссеров, свидетелей поражения фашизма и его практик в искусстве. Оживление неонацизма в Европе и особенно в Германии конца 60–х годов породило радикальный протест – Руди Дучке, RAF, Красные бригады (Италия), Прямое действие (Франция) вели настоящую войну, даже герилью, против возобновления нацизма в новых формах. В этот момент синхронная звукозапись становится одним из признаков ответственности автора. В современном кино, в том числе и российском, звук редко рассматривается как политический феномен.

Его реалистическая функция замещается новейшими форматами воспроизведения, которые направлены на создание эффекта отождествления с иллюзией. В то же время реалистическое и, в первую очередь, документальное кино тяготяют к неряшливости звука, недооценке роли, которую он играет в современных истории, политике и эстетике. Националистические выступления в современной России актуализируют проблематику звука, соответствующего и не соответствующего реальности. И изображение, и звук потеряли доверие зрителя. Необходимо восстановить доверительные отношения с аудиторией и, в то же время, вернуть звукам их прежнее достоинство.
Кирилл Адибеков

Расписание показов:

19 октября, среда,
18:00 - "Энтузиазм (Симфония Донбасса)", реж. Дзига Вертов
20:00 "Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?" реж. Златан Дудов

20 октября, четверг,
18:00 - "Хроника Анны Магдалены Бах", реж. Жан-Мари Штрауб (Строб) и Даниэль Уйе

21 октября, пятница,
17:30 - "Контакты", реж. Паулино Виота

22 октября, суббота,
18:30 - "Введение в "Музыкальное сопровождение одной киносцены" Арнольда Шёнберга" и "Моисей и Аарон", реж. Жан-Мари Штрауб (Строб) и Даниэль Уйе

23 октября, воскресенье,
специальный показ в 19:00, "Германия 90 девять ноль", реж. Жан-Люк Годар

ФИЛЬМЫ

"Энтузиазм" (Симфония Донбасса)
СССР, "Украинфильм", 1930, 35мм, ч/б, 67'
Режиссёр: Дзига Вертов
Сценарий: Дзига Вертов
Оператор: Борис Цейтлин
Звук: Пётр Штро
Музыка: Николай Тимофеев, Дмитрий Шостакович (в начальных титрах заявлена Третья симфония, отсутствующая в сохранившейся в ГосФильмоФонде копии (1830 метров)).

Дзига Вертов начал снимать "Энтузиазм" осенью 1929 – без звука. А в начале весны он уже записывал звук без изображения, при помощи новейшей аппаратуры лаборатории Александра Шорина, инженера-изобретателя. Сеанс "прослушивания" этих опытов состоялся в апреле в ленинградском Доме кино. Фильм стал первым звуковым документом советского кино. Хорошо принятый на Западе, он подвергся серьёзной критике на родине, где ему вменяли именно то, что проговаривал автор: из "бархатного гроба заглушенного ателье к страшным грохотам и железным лязгам Донбасса".

"…работы Вертова сразу открыли глаза на то, что студийные шумы сухи, безжизненны и так подделать натуральные шумы и звуки, как они записываются на натуре, совершенно невозможно", - Александр Шорин.

"Великолепно, как музыка штурмует изображения, как между ними разработаны противоречия. Это всё очень ново и очень оригинально, самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино", - Ханнс Эйслер.

"Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?" /Kuhle Wampe, oder: Wem gehört die Welt?
Германия, 1932, 35мм, ч/б, 80' (оригинальная немецкая версия)
Режиссёр: Златан Дудов /Slatan Dudow Сценарий: Бертольт Брехт /Bertolt Brecht, Златан Дудов /Zlatan Dudow, Эрнст Оттвальд /Ernst Ottwald
Оператор: Гюнтер Крампф /Günther Krampf
Звук: Карл Эрих Крошке /Carl Erich Kroschke, Мишелис /Michelis
Музыка: Ханнс Эйслер /Hanns Eisler
В ролях: Герта Тиле /Hertha Tiele, Эрнст Буш /Ernst Busch, Марта Уолтер /Martha Walter, Адольф Фишер /Adolf Fischer, Лили Шёнборн-Анспах /Lili Schoenborn-Anspach, Макс Саблотцки /Max Sablotzki и другие. Песни исполняют: Эрнст Буш /Ernst Bush, Елена Вайгель /Helene Weigel/

"Куле Вампе" - первый звуковой фильм, произведённый компанией "Prometheus", занимавшейся прокатом советских фильмов в Германии. Он был задуман режиссёром Златаном Дудовым, бывшим помощником Фрица Ланга на картине "Метрополис", и Бертольтом Брехтом.
Сюжетно фильм организуется вокруг молодёжного коммунистического движения и проблемы безработицы. Актуальные темы были переработаны авторами в новую "материалистическую эстетику", противостоявшую эстетике буржуазной.
Несмотря на цензурные осложнения и, как следствие, укорочение финальной версии на 116 метров, "Куле Вампе" был показан в Москве и Берлине в мае 1932 года. В начале следующего года Гитлер возглавит коалиционное правительство, а после поджога Рейхстага будет запрещена Коммунистическая партия Германии.

"Брехт поставлял Эйслеру поэтическое слово, необходимое для возвышения мысли, а Эйслер был лучшим интерпретатором Брехта, создавая музыку к его произведениям", - Златан Дудов.

"Вслед за Эйзенштейном, который ещё в 1928 году выделил японский театр Кабуки за то, что он заставляет зрителя "слышать движение" и "видеть звук", Брехт и Дудов стратегически применяют звук так, чтобы зрители "слышали труд", - Нора Альтер, "Sound Matters" (2004).

"Хроника Анны Магдалены Бах" /Chronik der Anna Magdalena Bach
ФРГ, 1967, 35мм, ч/б, 93'
Авторы: Даниэль Уйе /Danièle Huillet и Жан-Мари Строб /Jean-Marie Straub
Операторы: Уго Пиччоне /Ugo Piccone, Саверио Диаманти /Saverio Diamanti, Джованни Чиенфарелли /Giovanni Cienfarelli; Ханс Крахт /Hans Kracht (Defa), Уве Радон /Uwe Radon (Defa), Томас Хартвиг /Thomas Hartwig
Звук: Луи Оше /Louis Hochet, Люсьен Моро /Lucien Moreau
Музыка: Иоганн Себастьян Бах
Оркестры: "Consentus Musicus, Ensemble für Alte Musik", Вена; дирижёр Николаус Арнонкур /Nikolaus Harnoncourt, "Konzertgruppe der Schola Cantorum Basiliensis"; дирижёр Август Венцингер /August Wenzinger
В ролях: Густав Леонхардт /Gustav Leonhardt, Кристиан Ланг /Christiane Lang, Паоло Карлини /Paolo Carlini, Эрнст Кастелли /Ernst Castelli, Ханс-Петер Бойе /Hans-Peter Boye, Иоахим Вольф /Joachim Wolf, Райнер Кирхнер /Rainer Kirchner, Экарт Брюнтьен /Eckart Brüntjen, Уолтер Петерс /Walter Peters, Катрин Леонхардт /Kathrien Leonhardt, Аня Фарманн /Anja Fährmann, Катя Древанц /Katja Drewanz, Боб ван Асперен /Bob van Asperen, Андреас Пангриц /Andreas Pangritz, Берндт Вейкль /Bernd Weikl, Вольфганг Шёне /Wolfgang Schöne, Карл-Хайнц Лампе /Karl-Heinz Lampe, Криста Деглер /Christa Degler, Карлхайнц Клейн /Karlheinz Klein
Монтаж: Даниэль Уйе и Жан-Мари Строб (Штрауб)

"…Фильм рассказывает историю человека, который борется. В ситуациях, в которых я его показываю, он, прежде, чем начать действовать, выжидает до последнего, пока происходящее не переполнится насилием общества, в котором он живёт. Только тогда он начинает действовать, потому что он, как и любой человек, ленив; потому что повседневное насилие, необходимое нам, чтобы не уступать каждый день, требует огромных сил".

"Бах-фильм" - наверное, самая широкоизвестная работа Жан-Мари Строба и Даниэль Уйе. Музыку Иоганна Себастьяна Баха исполняют Густав Леонхардт, Николаус Арнонкур, Август Венцингер – крупнейшие представители аутентизма. Музыка в их исполнении была записана непосредственно на съёмочной площадке.

Показанная в Локарно в программе активистских фильмов вокруг мая 1968 года, "Хроника Анны Магдалены Бах" стала предметом спора между авторами и Жан-Люком Годаром. На взгляд последнего, трудно воспринимать фильм о немецкой культуре, о Бахе, после опыта национал-социализма.

"…Bachfilm был сделан для баварских крестьян, которые никогда не имели возможности услышать Баха в своих католических церквях, которые никогда не были ни на одном концерте", - Жан-Мари Строб в беседе с Франсуа Альбера.

"Контакты" /Contactos/
Испания, 1970, Betacam, монохром, 64'
Режиссёр: Паулино Виота /Paulino Viota
Сценарий: Хавьер Вега /Javier Vega, Сантос Зунзунеги /Santos Zunzunegui
В ролях: Гуадалупе Гуэмес /Guadalupe G. Güemes, Ека Гарсиа /Eka García, Хосе Мигель Гандара /José Miguel Gándara, Камино Гарриз /Camino Gárriz, Хосе Ангель Реболледо /José Ángel Rebolledo, Андрэс Родригез /Andrés Rodríguez, Хосе Самано /José Sámano, Фернандо Мачадо /Fernando Machado, Лола Виллануэва /Lola Villanueva
Оператор: Рамон Сальдиас /Ramón Saldías
Монтаж: Паулино Виота

Восстановленная копия фильма была показана в 2010 году на фестивале в Вене.

Фильм Паулино Виота, снятый им в возрасте 20 с небольшим лет, свидетельствует о подпольной антифранкистской деятельности в Мадриде 1970 года. "Контакты" были сделаны нелегально, в обход репрессивного аппарата испанской киноиндустрии, на собственные средства автора. Примечательно, что в своё время цензура пропустила фильм – даже имея разрешение на публичный показ картина фактически не попадала в широкий прокат. В результате состоялось лишь несколько показов, которые не вызвали у рабочей и активистской аудитории особенного энтузиазма. Возвращение фильма Виота связано с работой по восстановлению картины и печатью новой кинокопии.

""Контакты" это "Хроника Анны Магдалены Бах" Строба, в которой музыка великого немецкого кантора заменена на давящую тишину жизни при Франко", - Паулино Виота.

"В до сих пор остающемся неизвестным фильме "Контакты", снятом Паулино Виота, который я считаю одним из важнейших фильмов 70-х, примитивистская картинка вписана в нарративную и описательную систему, укоренённую в радикально расфокуссированном взгляде", - Ноэль Бёрч.

"Введение в "Музыкальное сопровождение одной киносцены" Арнольда Шёнберга" /Einleitung zu Arnold Schoenbergs Begleitmusik zu einer Lichtspielscene
ФРГ, 1972, 16мм, цветной, ч/б, 16'
Авторы и режиссёры: Даниэль Уйе и Жан-Мари Строб
В ролях: Жан-Мари Строб, Гюнтер Петер Страшек /Günter Peter Straschek, Даниэль Уйе, Петер Нестлер /Peter Nestler
Музыка: Арнольд Шёнберга
Операторы: Ренато Берта /Renato Berta, Хорст Бевер /Horst Bever
Звук: Жети Гриджони /Jeti Grigioni, Харальд Лилль /Harald Lill
Монтаж: Даниэль Уйе и Жан-Мари Строб

Короткая работа Даниэль Уйе и Жан-Мари Строба – одно из наиболее сильных высказываний против фашизма в любом обличии. Режиссёры методически наследуют Брехту, "создавая для сцены фигуру, способную прочитать или продекламировать некоторые строки". "Введение в "Музыкальное сопровождение одной киносцены" Арнольда Шёнберга" стоит на двух текстах – речи самого Брехта, произнесённой им на I Международном конгрессе писателей в защиту культуры в июне 1935 года в Париже; и тексте двух писем Шёнберга Василию Кандинскому (апрель-май 1923 года). В фильме используется военная хроника и материал, снятый Стробами в Баден-Бадене (студия) и в Риме, где они поселились в конце шестидесятых годов.

"Страх, выраженный в диссонансах наиболее радикального периода Шёнберга, намного превосходит тот уровень страха, который может испытывать средний буржуа: это исторический страх, страх на заре социальной катастрофы", - Теодор Адорно, Ханнс Эйслер, "Komposition für den Film".

Жан-Мари Строб: Арнольд Шёнберг говорил "Моя музыка написана для евреев, но им она не нужна, а христиане в ней ничего не понимают". В 1922 году он отверг предложение Василия Кандинского преподавать в Баухаузе в Веймаре, где был создан художественный и интеллектуальный центр… Шёнберг был австрийцем, и он единственный представитель порядочной еврейской буржуазии, который не говорил "Сохраним спокойствие, мы более или менее ассимилированы, нас пощадят, уничтожат же мелких польских евреев из молодых родов". Он этого не принял с самого начала. Затем, начиная с 1932 года, уже во Франции, он годами употреблял свой темперамент, пытаясь убедить, что нужно найти евреям место, но только не в Палестине. Если бы он был услышан, гитлеровского безумия можно было избежать.
"L'Etrange Cas de madame Huillet et monsieur Straub /Une comédie policière avec Danièle Huillet, Jean-Marie Straub et le public/ Philippe Lafosse

"Моисей и Аарон" /Moses und Aron
Австрия, Италия, ФРГ, 1974, 35мм (2 плана сняты на 16мм), цветной, 102'
Авторы и режиссёры: Даниэль Уйе и Жан-Мари Строб
В ролях: Гюнтер Рейх /Günther Reich, Луи Дево /Louis Devos, Эва Сапо /Eva Csapó, Роджер Лукас /Roger Lucas, Ричард Сальтер /Richard Salter, Вернер Манн /Werner Mann, Ладислав Ильявски /Ladislav Illavsky, Фридль Обровски /Friedl Obrowsky
Музыка: Арнольд Шёнберг
Исполняет: Хор австрийского Радио, Симфонический оркестр австрийского Радио
Звук: Луи Оше /Louis Hochet, Эрнст Нёспиль /Ernst Neuspiel, Жорж Вальо /Georges Vaglio, Жети Гриджони /Jeti Grigioni
Операторы: Уго Пиччони /Ugo Piccone, Саверио Диаманти /Saverio Diamanti, Джанни Канфарелли /Gianni Canfarelli, Ренато Берта /Renato Berta
Монтаж: Даниэль Уйе, Жан-Мари Строб

Постановка оперы Арнольда Шёнберга "Моисей и Аарон" - технически (и эстетически) наиболее сложная картина Стробов. Считающаяся незавершённой, опера Шёнберга была написана преимущественно в 1930–32 годах, накануне возвращения композитора в иудаизм. Своеобразная провокация, какой была эта работа, впоследствии побудила Эйслера, ученика композитора, высказаться о необходимости чёткого разделения между текстом либретто и самой музыкой. Он писал, что последняя – вне всяких сомнений гениальна, но как только персонажи начинают петь (в разработанной Шёнбергом манере "Sprechgesang"), оказывается, что текст написан выходцем из мелкобуржуазной еврейской семьи. Метод работы режиссёров строится как раз на принципиальном неразличении между музыкой, композицией самой оперы и текстом либретто. По их мнению, произведение Шёнберга само по себе диалектично, и что, будучи антимарксистским, оно, как ни странно, не является амарксистским. В последний момент Стробы включили в фильм посвящение Хольгеру Майнсу, члену леворадикальной группы "Баадер-Майнхоф", который скончался в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Эта провокация привела к тому, что на премьере картина демонстрировалась с посвящением, но без титров, то есть, анонимно.

HORS-PROGRAMME

Специальный показ Музея кино, завершающий программу "Фасцинация: звук": "Германия 90 девять ноль".

Впервые после лишения Музея кино собственных залов, "Германия 90 девять ноль" будет показана в оригинальном "Dolby Digital Mono", с соблюдением требований Жан-Люка Годара к воспроизведению звуковой дорожки фильма. Фильм представит Наум Клейман.

"Германия 90 девять ноль" /Allemagne 90 neuf zéro
Франция, 1991, 35мм, цветной, 62'
Автор: Жан-Люк Годар /Jean-Luc Godard
Операторы: Степан Бенда /Stepan Benda, Андреас Эрбен /Andreas Erben, Кристоф Поллок /Christophe Pollock
Звук: Пьер-Ален Бесс /Pierre-Alain Besse, Франсуа Мюзи /François Musy
В ролях: Эдди Константин /Eddie Constantine, Ханнс Зишлер /Hanns Zischler, Клаудиа Михельсен /Claudia Michelsen, Натали Кадем /Nathalie Kadem, Андре С. Лабарт /André S: Labarthe, Роберт Уиттмерс /Robert Wittmers, Ким Кашкашьян /Kim Kashkashian, Антон Моссин /Antone Mossine

"Мне не интересно одиночество индивидуума, будь неизвестного, влюблённого, наркомана, главы государства или звезды тенниса, мне интересно одиночество государства или нации. Восточная Германия казалась мне одинокой среди одиноких, даже в собственной немецкой семье. … А потом рухнула стена, Германия присоединилась к США и прочим, бывшая же Восточная Германия не сдвинулась с места. Место коммунистической партии занял "Deutsche Bank".

Остальгия Годара - опыт осознания перехода, слома истории и отката в прошлое. Трагедия состоит в том, что это прошлое – принципиально необратимо, не преобразуемо в настоящее.

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...