Ретроспектива фильмов Франтишека Влачила16 января 2012, 19:26
|
||
Чешский культурный центр
Государственный центральный музей кино Кинотеатр "Пионер" Ретроспектива фильмов Франтишека Влачила 25 января – 3 февраля 2012 года Франтишек Влачил (1924-1999) – один из лучших чешских режиссеров и сценаристов. Ещё в годы учёбы в Университете эстетики и истории искусств в городе Брно он начал подрабатывать на студии анимационных и кукольных фильмов, затем познавал основы документалистики на студии научно-популярного кино. В 1952-1958 годах на киностудии "Чехословацкий армейский фильм" снимал короткометражные документальные фильмы пропагандистского характера. В 1958 году Влачил поставил свой первый художественный фильм - двадцатиминутную короткометражку "Стеклянные облака" (Skleněná oblaka), за которую он получил диплом в категории экспериментального кино. Дальнейшая судьба Франтишека Влачила связана с киностудией "Баррандов", где были сняты прославившие его на весь мир картины. Среди работавших на этой студии режиссеров Влачил был единственным без специального кинематографического образования и в интервью часто говорил, что он режиссер-любитель. Фильмы Франтишека Влачила "Маркета Лазарова" ("Marketa Lazarová", 1967), "Долина пчел" ("Údolí včel", 1967) и ряд других его картин относятся, по мнению критиков и историков кино, к самым выдающимся произведениям чешской кинематографии 60-х годов ХХ века. В программу московской ретроспективы включены как прославившие Влачила на весь мир полнометражные картины, так и менее известные короткометражные фильмы, некоторые из которых он снимал еще в 50-е годы. Фильмы Франтишека Влачила представляет киновед и кинокритик, специалист по кино 1960-х годов Здена Шкапова. РАСПИСАНИЕ 25 января, среда – 19:30 Дьявольская западня / Ďáblova past, 1961, 87 мин. 26 января, четверг – 19:30 Стеклянные облака / Skleněná oblaka, 1958, 20 мин. Белая голубка / Holubice, 1960, 76 мин. 27 января, пятница – 19:30 Долина пчел / Údolí včel, 1967, 97 мин. 28 января, суббота – 16:00 Маркета Лазарова / Marketa Lazarová, 1967, 162 мин. 29 января, воскресенье – 16:00 Лекция Здены Шкаповой и документальное кино о Франтишеке Влачиле: • Поиск / Hledání, Драгомира Виганова, 1979, 15 мин. • Genus – жизнь режиссера Франтишека Влачила / Genus - život režiséra Františka Vláčila, Карел Смычек, 1995, 14 мин. • В тенетах времени / V síti času, Франтишек Ульдрих, 1989, 18 мин. 29 января, воскресенье – 18:00 Адельгейд / Adelheid, 1969, 99 мин. 30 января, понедельник – 19:30 Дым картофельной ботвы (Доктор Мелузин) / Dým bramborové natě, 1976, 95 мин. 31 января, вторник – 19:30 Тени знойного лета / Stíny horkého léta, 1977, 99 мин. 1 февряля, среда – 19:30 Пастушок из долины / Pasáček z doliny, 1983, 90 мин. 2 февраля, четверг – 19:40 Тень папоротника / Stín kapradiny, 1984, 90 мин. 3 февраля, пятница – 19:40 Прага в стиле модерн / Praha secesní, 1974, 19 мин. Маг / Mág, 1987, 102 мин. Билеты можно приобрести в кассах кинотеатра "Пионер" (Кутузовский проспект, 21).
Цена 200 руб. Скидки 30% для студентов и пенсионеров, а также при покупке билетов на 3 разных сеанса ретроспективы. www.czechcentres.cz/moscow www.museikino.ru www.pioner-cinema.ru ФИЛЬМЫ ФРАНТИШЕКА ВЛАЧИЛА Стеклянные облака / Skleněná oblaka 1958, 20 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Франтишек Влачил Оператор: Йозеф Ваниш Голос рассказчика: Антонин Зиб Двое безымянных протагонистов, старик и ребенок, – символические персонажи этого визуально-медитативного стихотворения. Третий персонаж, сын старика и отец мальчика, как раз собирается стартовать на своем летательном аппарате к залитому солнцем небосводу. Внезапно потемневшее небо, обломки самолёта, горящий пропеллер, пустая взлетная площадка… Пилота настигла мгновенная смерть, старик скорбит о погибшем сыне, а ребенок, заслонившись рукой от солнца, провожает завороженным взглядом исчезающий в бесконечных небесных глубинах самолет. Влачил поднимает бытовые вещи до уровня метафор, он нащупывает связь между современным стремлением летать и античным мифом об Икаре, с лирическим пафосом соединяя современность с вечностью. Специальный диплом в категории экспериментальных и авангардных фильмов на IX Международном фестивале документальных и короткометражных фильмов в Венеции. Белая голубка / Holubice 1960, 76 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Франтишек Влачил по сюжету Отакара Кирхнера Оператор: Ян Чуржик В ролях: Катержина Ирманова, Карел Смычек, Вацлав (Вячеслав) Ирманов, Густав Пюттьер, Франтишек Коваржик, Ладислав Фиалка, Йозеф Паточка и др. Фильм знакомит зрителя с внутренним миром маленького калеки. И прелесть его – не в реалистических деталях: Влачил – художник, компонующий отдельные кадры как картины, – создавал свой первый полнометражный фильм прежде всего как притчу о сложном пути человека к познанию и о его готовности творить добро. На рубеже 1950–60-х годов, когда чешская кинопродукция постепенно сбрасывала с себя путы серой описательности соцреализма, эта свежая поэтичная лента воспринималась как своего рода смелый манифест творческой авторской режиссуры и свободного киноязыка. Приз XXI Венецианского кинофестиваля (1960), Большой приз фестиваля фильмов для юношества в Каннах (1961), Большой приз МКФ в Монтовидео (1962) и др. Дьявольская западня / Ďáblova past 1961, 87 мин. По роману Альфреда Техника "Мельница на подземной реке" Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Франтишек А. Дворжак, Милош Вацлав Кратохвил Оператор: Рудольф Милич В ролях: Витезслав Вейражка, Мирослав Махачек, Честмир Ржанда, Властимил Гашек, Вит Олмер, Карла Хадимова, Франтишек Коваржик, Бедржих Карен и др. В полную тайн фамильную драму рода мельника Спаленого зритель погружается в тот момент, когда начинается очередной ее акт. Действие разворачивается в XVIII веке, когда католицизм борется с рационалистическим мировоззрением Нового времени. На примере судьбы образованного мельника и его сына мы видим, что человеческому познанию препятствуют не только те, в чьих руках власть, но и люди, преисполненные предрассудков. В этом фильме Влачил преодолевает идеологический схематизм чешского исторического кино и вместе с тем обозначает константы своего будущего творчества – идейную глубину, вневременной масштаб, балладное звучание и откровенную эстетическую стилизацию образов, которая придает произведению Влачила сильный эмоциональный заряд. Обращает на себя внимание мастерское использование режиссером черно-белой съемки и его тонкая игра светом и тенью. Особое упоминание жюри ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно (1962). Маркета Лазарова / Markéta Lazarová 1967, 162 мин. По одноименному роману (1931) Владислава Ванчуры Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Франтишек Влачил, Франтишек Павличек Оператор: Бедржих Батька В ролях: Магда Вашариова, Франтишек Велецкий, Иван Палух, Йозеф Кемр, Надя Гейна, Ярослав Моучка, Мартин Мразек, Вацлав Слоуп, Павла Палашкова, Властимил Харапес, Владимир Меншик, Павел Ландовский и др. Встреча с этой картиной Франтишека Влачила даже спустя почти полвека после ее первого показа оставляет глубокое впечатление, особенно у культурно подготовленных зрителей. Стремясь к воссозданию реальности раннего Средневековья, режиссер творчески овладел всеми кинематографическими новшествами своего времени: от динамики движущейся камеры (включая ручную) через резкий монтаж и внутрикадровую компоновку до многопланового широкого экрана и полифонической звуковой дорожки, причем все эти приемы он смело развил и связал воедино. Новаторски отнесся он также к сюжету, который разбит на многочисленные эпизоды, резко отличающиеся друг от друга с точки зрения жанра, стиля и ритма – в зависимости от восприятия их действия сквозь призму субъективного видения разнохарактерных персонажей. Благодаря этому Влачил заставляет зрителя перенестись в далекие от нас века и с необыкновенной силой прочувствовать их атмосферу. Задумав впечатляющий "исторический документ", он вместе с тем создал многослойную поэтическую притчу о трагедии и величии человеческой судьбы. Государственная премия (1967), премия Министра культуры ЧССР (1968), Специальный приз жюри на МКФ в Мар-дель-Плата (1968) и др. Долина пчел / Údolí včel 1967, 97 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил Оператор: Франтишек Ульдрих В ролях: Петр Чепек, Ян Качер, Вера Галатикова, Зденек Крызанек, Мирослав Махачек, Йозеф Сомр, Яна Главачкова и др. Ондржей возвращается в усадьбу своего отца, мелкопоместного дворянина. Он бежал от рыцарей находящегося на балтийском побережье ордена, в монастырском замке которого он по воле отца провел долгие годы, полные сурового аскетизма. Отец умер, и Ондржей готовится к свадьбе со своей еще молодой мачехой, постепенно втягиваясь в буйную светскую жизнь. Однако героя упорно выслеживает его орденский брат Армин, готовый принести любую жертву ради того, чтобы Ондржей остался верен монашескому обету, - и настигает его в день свадебной церемонии… Черно-белой графикой фильм напоминает старые гравюры, композицию кадров вдохновила церковная живопись, их светотеневое решение подчеркивает вековой конфликт между фанатичной верой и ее очеловеченным воплощением. По глубине замысла этот фильм, действие которого происходит в Средние Века, по праву сравнивали с философской притчей Бергмана "Седьмая печать" (1957). Адельгейд / Adelheid 1969, 99 мин. Режиссер: Франтишек Влачил [b]Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил Оператор: Франтишек Ульдрих В ролях: Петр Чепек, Эмма Черна, Павел Ландовский, Ян Вострчил, Яна Крупичкова и др. Вскоре после войны Виктор Хотовицкий возвращается из Англии на родину. Пока он, как и другие чехи, сражался с нацистами в рядах западной армии, дома у него умерли родители. Его никто не ждет, поэтому он принимает почетное поручение управлять небольшой усадьбой в пограничной области на севере Моравии. Ранее эта усадьба принадлежала немецкому фабриканту Гейдельману, которого за военные преступления ожидает суд. Трагедия для Виктора и нескольких других персонажей начинается с появлением в доме в унизительной роли служанки дочери Гейдельмана Адельгейд. В этом фильме Влачил впервые работал с цветом – и сразу же сумел мастерски использовать его для создания атмосферы и смыслов. Приглушенные пастельные тона в начале фильма созвучны надеждам Виктора, холодные же краски – вплоть до ледяной белизны в финале – служат метафорой рокового поражения героев. Аскетические декорации фильма напоминают о принципах классицистической драмы, а живое слово оттеснено на второй план продуманной композицией зрительного ряда. Большой приз на МКФ в Трутнове (1970). Прага в стиле модерн / Praha secesní 1974, 19 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Франтишек Влачил Оператор: Франтишек Ульдрих Один из трех документальных фильмов, снятых Влачилом в первой половине 70-х годов, поражает эрудированностью режиссера, изучавшего в студенческие годы историю искусств. Хотя здесь практически отсутствует комментарий специалиста, а вместо него звучат цитаты из беллетристики того времени, фильм представляет собой профессиональный рассказ о стиле модерн и его следах в чешской столице. Умело используя примеры из мира живописи, архитектуры, техники и фотографии, а также демонстрируя свои познания в моде и образе жизни этой заслуживающей внимания эпохи, Влачил изобретательно выявляет источники вдохновения, питавшие это универсальное художественное направление. Главный приз "Золотая пальма" на МФ фильмов об искусстве и архитектуре в Париже (1976). Дым картофельной ботвы (Доктор Мелузин) / Dým bramborové natě 1976, 95 мин. По мотивам романа Богумила Ржиги "Доктор Мелузин" Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Вацлав Нывлт, Франтишек Влачил Оператор: Франтишек Ульдрих В ролях: Рудольф Грушинский, Вера Галатикова, Алоиз Швеглик, Яна Дитетова, Мария Логойдова, Нина Попеликова, Витезслав Яндак, Йозеф Сомр и др. После вынужденной паузы режиссеру был навязан для экранизации роман, воскрешавший в начале 70-х годов соцреалистический схематизм. Фильм не избежал недостоверной идеализации в развитии некоторых мотивов, однако в целом он коренным образом отличается от литературного источника, в хмурой тональности повествуя о судьбах, каких после 1968 года, в период двадцатилетней "нормализации", были тысячи. Врач Ян Мелузин, в отличие от своей жены, решает вернуться из эмиграции на родину, но крах семьи – не единственная его плата за это. В наказание за попытку эмигрировать, как и за невозвращение жены, его переводят из престижной больницы в поликлинику где-то в отдаленном деревенском захолустье… Влачил и исполнитель главной роли чрезвычайно скупыми и приглушенными средствами передают состояние духа Мелузина, внутренне надломленного всем тем, что его постигло. В результате возник сдержанный фильм о поисках утраченного смысла жизни, полный недомолвок, образно свежий и мягко меланхоличный. Тени знойного лета / Stíny horkého leta 1977, 99 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Иржи Кржижан Оператор: Иван Шлапета В ролях: Юрай Кукура, Марта Ванчурова, Густав Валах, Роберт Лишке, Карел Хромик, Иржи Бартошка, Августин Кубан, Илья Прахарж и др. Молодой крестьянин Ондржей Баран принадлежит к породе любимых Влачилом одиноких героев, чья внутренняя сила на первый взгляд не особенно заметна. Стоит лето 1947 года, Ондржей с семьей живет на хуторе в Бескидах, и через этот покрытый лесами гористый край отступают последние группки солдат побежденных армий, пробираясь на юг, в западную зону. Пятеро бандеровцев из-за ранения одного из них на какое-то время задерживаются на хуторе, и семья, вынужденная кормить и обслуживать их, живет в постоянном страхе. С одной стороны, им грозит опасность, что солдаты застрелят их, если будут обнаружены, а с другой – неизбежна суровая кара местных властей за то, что они дали убежище военным преступникам. Фильм сравнивали с вестерном: такая же острая ситуация, такое же скупое повествование, такие же молчаливые герои, которые не говорят, но действуют, и такой же раскаленный неподвижный воздух, в котором ощущается неотвратимая трагическая коллизия. Долгие глубинные кадры воссоздают душную атмосферу того времени, а тревожная музыка передает скрытое напряжение. Государственная премия (1967), Главный приз "Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах (1978). Пастушок из долины / Pasáček z doliny 1983, 90 мин. По мотивам одноименной книги Ладислава Фукса Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Иржи Фрид, Иржи Кржижан Оператор: Франтишек Ульдрих В ролях: Властимил Дрбал, Йозеф Кемр, Либуше Гепртова, Иржи Шмитцер, Илья Прахарж, Станислава Стробахова, Иржи Немечек и др. Бескидские горы и беспокойные времена вскоре после окончания войны еще раз стали местом, где разворачивается волнующий сюжет. Хотя откровенно шаблонная социально-критическая нота звучит здесь отчасти диссонансом, Влачил тем не менее нашел способ представить в картине свое поэтическое видение реальности. Герой фильма – шестилетний деревенский пастушок, взгляд которого позволил режиссеру свободно переноситься из нерадостной действительности в волшебный мир. В нем чудесным образом оживают обыкновенные вещи: найденная мина принимается за клад, а опасные бандеровцы, скрывающиеся в окрестных лесах, превращаются в сказочных гномов, выполняющих любое желание. Влачил неброско эстетизирует пейзажи, чтобы подчеркнуть контраст между величием природы и неприглядными человеческими поступками, а нарочитый минимализм актерского исполнения заставляет зрителя перейти от сантиментов к более глубокому сопереживанию. Приз за изобразительное решение на Фестивале чешского и словацкого кино в Банске Быстрице (1984). Тень папоротника / Stín kapradiny 1984, 90 мин. По одноименной новелле Йозефа Чапека Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Владимир Кёрнер, Франтишек Влачил Оператор: Франтишек Ульдрих В ролях: Марек Пробош, Збигнев Сушиньский, Мирослав Махачек, Франтишек Петерка, Йозеф Паточка, Владимир Главаты, Мария Ежкова и др. Влачил впечатляюще воссоздал на экране балладную атмосферу новеллы Йозефа Чапека, написанной в 1930 году. Уже сам писатель соединил несколько планов в этой драматически заостренной истории двух молодых браконьеров: с одной стороны, сознательно отталкивался от излюбленной тематики книжек для народного чтения, а, с другой, неожиданно демонстрировал оборотную сторону мифа о "свободных героях". Режиссер тоже разрушает привычные стереотипы: брюнет Вашек оказывается гораздо более сентиментальным, чем блондин Руда с ангельским ликом, бегство от человеческого сообщества вовсе не является началом пути к свободе, а прекрасная природа может точно так же раскрыть ласковые объятия, как и стать коварной ловушкой. Обширные пространства тишины, массивы лесного лабиринта, показ беглецов сквозь зловещее переплетение корней и веток нагнетают ощущение ужаса, который охватывает обоих парней: фильм – притча о преступлении, совести и расплате. Приз за музыку на Фестивале чешского и словацкого кино в Марианских Лазнях (1986). Маг / Mág 1987, 102 мин. Режиссер: Франтишек Влачил Сценарий: Вацлав Нывлт Оператор: Иржи Мацак В ролях: Иржи Шварц, Вероника Жилкова, Марта Ванчурова, Петр Чепек, Рудольф Грушинский, Ян Грушинский, Вера Тиханкова, Яна Швандова, Вацлав Кноп и др. Сценарий фильма основан на документальных дневниковых записях Карела Гинека Махи (1810–1836), одного из ключевых представителей чешской литературы, с наследием которого соразмеряли свое творчество многие поколения поэтов чуть ли не до конца XX века. В названии фильма заключен намек на заглавие знаменитого поэтического произведения Махи "Май" в написании того времени – и вместе с тем на магическую силу стихов этого романтика, чья жизнь и творчество были тесно переплетены. Кроме культурно-исторической связи с Махой, режиссер, несомненно, во многом ощущал родство с поэтом: его тоже раздирали бесчисленные внутренние противоречия, он тоже не знал ни минуты покоя, чувствовал себя одиноким и мало кем понятым, предъявлял исключительно высокие требования к самому себе. "Маг" стал последним игровым фильмом Влачила, и хотя он особенно не отклоняется от традиции биографического жанра, его главный герой излучает с экрана действительно магическую энергию. Специальный приз жюри на Международном фестивале телевизионного кино в Токио (1989). ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О ФРАНТИШЕКЕ ВЛАЧИЛЕ Поиск / Hledání 1979, 14 мин. Режиссер: Драгомира Виганова Камера документалиста наблюдает за тем, как Влачил работает над режиссерским сценарием и снимает фильм "Концерт в конце лета" (1979) о композиторе Антонине Дворжаке. Черно-белые кадры передают суету съемочного процесса, а цветные пассажи без слов демонстрируют зрителям, как серьезно и сосредоточенно размышляет режиссер, глубоко погруженный в тематику своего фильма. Это не просто рассказ о съемках. Вигановой удалось создать точный портрет Влачила как творческой личности. Genus – жизнь режиссера Франтишека Влачила / Genus - život režiséra Františka Vláčila 1995, 14 мин. Режиссер: Карел Смычек Портрет режиссера Влачила несколькими штрихами набросал для известного телевизионного цикла другой чешский режиссер, который познакомился с миром кино еще в десятилетнем возрасте – благодаря главной детской роли в "Белой голубке". В свой документальный фильм Смычек включил отрывки из этого дебюта Влачила, а также из "Маркеты Лазаровой". Зритель увидит удивительные рисунки, сделанные Влачилом на полях сценария, услышит его рассуждения об искусстве кино, заглянет в его частную жизнь. Среди кадров, из которых соткан фильм Смычека, выделяются съемки церемонии вручения "Чешского льва" за 1994 год, которого Влачил был удостоен за "многолетний художественный вклад в чешский кинематограф". В тенетах времени / V síti času 1989 Режиссер: Франтишек Ульдрих Документальный фильм о Франтишеке Влачиле, созданный оператором, который долгие годы работал вместе с мастером ("Долина пчел", "Адельгейд", "Дым картофельной ботвы", "Змеиный яд", "Пастушок из долины", "Тень папоротника"). Влачил рассказывает о своих фильмах, о своем видении каждой из тем, о специфическом творческом подходе к ним. Здесь есть отрывки из ленты "Поиск" Д. Вигановой, фрагменты из фильмов самого Влачила; мы вновь видим режиссера на нескольких сценических площадках, где он снимал свои фильмы. Ульдрих демонстрирует нам сценарии с пометками режиссера и, конечно, его изумительные рисунки на полях "Маркеты Лазаровой" и "Долины пчел".Долины пчелДолины пчел |
||
|