Неизвестный Нагиса Осима15 марта 2012, 23:52
|
||
ЯПОНСКИЙ ФОНД
ПОСОЛЬСТВО ЯПОНИИ В РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КИНО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДОМ ХУДОЖНИКА НЕИЗВЕСТНЫЙ
НАГИСА ОСИМА ретроспектива фильмов
к 80-летию режиссера Киноконцертный зал ЦДХ
Москва, Крымский вал, д.10 м. Октябрьская, Парк культуры Москва 27 марта – 1 апреля 2012 Нагиса Осима – один из самых ярких, будоражащих и темпераментных авторов японского киноискусства. Лидер "японской новой волны", никогда не устававший экспериментировать, он сам себя никогда не причислял ни к одному направлению или стилю. С начала 60-х годов вплоть до начала нового тысячелетия Осима снимал картины, не перестававшие провоцировать зрителя. Он не только отвергал общепринятые правила морали и законы создания кинематографических произведений, но и полностью отрицал все, что существовало до него. Его темы были новыми в то время: послевоенное разобщение в среде молодежи, неудачи левых политических движений, подъем капитализма, постепенно осознание непростого прошлого. Новые темы требовали новой формы, и Осима никогда не переставал ее искать. Неизвестный в России Нагиса Осима – его ранние фильмы, которые прославили режиссера на родине и обозначили новый этап развития японского кино. Март – апрель 2012
Программа Музея Кино в Центральном доме художника 27 марта, вторник ЦДХ, киноконцертный зал 20-00 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. УЛИЦА ЛЮБВИ И НАДЕЖДЫ / Ai to kibo no machi / A Town of Love and Hope, 1959, 62 мин,ч/б. Действие происходит в Кавасаки, к югу от Токио, где жил сам Осима. Бедный школьник Масао борется изо всех сил, чтобы помочь семье выжить. Отец погиб, мать больна, младшая сестра умственно неполноценна. Талантливый мальчик разрывается между желанием учиться и необходимостью работать, чтобы поддержать семью. Мать против того, чтобы он бросил школу, Масао вынужден продавать голубей своей сестры. Продажа голубей – что-то вроде жульничества, их можно продавать много раз – ведь при первой возможности они возвращаются домой. Жизнь Масао меняется, когда богатая девочка Кёко покупает у него голубей для своего младшего брата… Замысел "Улицы" казался вполне традиционным, но Осима снабдил фильм пронзительным трагическим финалом, который перечеркнул спокойный ход повествования: "попранный идеал порождает разрушительный импульс"… 28 марта, среда ЦДХ, киноконцертный зал 19-30 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. ПОВЕСТЬ О ЖЕСТОКОЙ ЮНОСТИ / Seishun zankoku monogatari / Naked Youth (Cruel Story of Youth), 1960,96 мин., цв. Макото учится в средней школе. Однажды Киёси, студент университета, спасает ее от нападения мужчины. На следующий день он встречается с ней. Одновременно чуткий и жестокий, он добивается близости, а потом бросает ее. Неделю спустя она созванивается с ним. Когда Макото ожидает молодого человека в баре, к ней пристают два сутенера. И снова Киёси спасает ее. На этот раз их отношения завязываются по-настоящему. Однако беременность девушки и задержание Киёси за шантаж изменят ситуацию… Тревогу своих героев Осима стремится передать через судорожные движения мечущейся кинокамеры, отождествляя с ними себя самого. Рецензенты отмечают в этой картине Осимы сильное влияние французского и американского кинематографа – особенно схожесть его героев с бунтовщиками Николаса Рея. Многие называют "Повесть" одной из лучших работ Осимы. В 1960 году режиссер удостоился за нее премии Гильдии кинорежиссеров Японии. 29 марта, четверг ЦДХ, киноконцертный зал 19-30 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. КЛАДБИЩЕ СОЛНЦА / Taiyo no hakaba / The Sun's Burial, 1960, 89 мин, цв. В трущобах Осаки молодые люди без всяких надежд на будущее постепенно начинают промышлять воровством, проституцией, нападениями и грабежами. Кто-то торгует украденными удостоверениями личности, кто-то продает косметическим компаниям кровь, которую жители ради мизерного заработка сдают в импровизированных медпунктах. Друзья детства Тацу и Такэси неохотно, от отчаяния, присоединяются к одной из банд. Они вынуждены постоянно переезжать, чтобы избежать проблем с полицией. Ханако – молодая амбициозная девушка – сначала вместе со своим отцом участвует в продаже крови, потом объединяет силы с главарем банды. Но вскоре она знакомится с Такэси и берет чувствительного подростка под свое крыло. Отношения становятся запутанными. В историю вплетается убийство… Картину снимали в Камагасаки, самом большом районе трущоб Токио, с их борьбой за существование не на жизнь, а на смерть. Осима получил за этот фильм в 1961 году награду Гильдии кинорежиссеров Японии как лучший режиссер. 30 марта, пятница ЦДХ, киноконцертный зал 19-30 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. НОЧЬ И ТУМАН ЯПОНИИ / Nihon no yoru to kiri / Night and Fog in Japan, 1960, 107 мин,цв. Фильм начинается со свадьбы людей, которые познакомились во время демонстрации. Большинство гостей причастны к студенческим левым движениям. Присутствующий на приеме член Национальной студенческой организации Японии ("Дзэнгакурэн") произносит речь, в которой разъясняет разногласия между основным течением студенческого движения и его фракциями, противопоставившими себя руководству. Вспыхивает горячая дискуссия. Она приобретает неожиданный поворот, когда выясняется, что и жених, и невеста по-своему виноваты перед друзьями и соратниками… Фильм раскрывает и политические темы, и сокровенные чувства самого режиссера. Размышление о том студенческом движении превращается в рассказ о его собственной молодости. Фильм состоит всего из 47 планов-эпизодов, однако фильм не статичен: камера все время находится в движении. Название перекликается с названием документальной ленты Алена Рене о нацистских концлагерях "Ночь и туман". Критика восприняла эту работу как "политическое оружие Осимы" и как "листовку, брошенную в толпу прогрессивным лагерем". 31 марта, суббота ЦДХ, киноконцертный зал 17-00 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕПРИСТОЙНЫХ ЯПОНСКИХ ПЕСЕН / Nihon shunka ko / Sing a Song of Sex, 1967, 103 мин,цв. Четверо школьников, сдав вступительные экзамены в университет, слоняются без дела и фантазируют… Они решают выпить в местном баре со своим учителем и с тремя своими одноклассницами. Учитель поет непристойную фольклорную песню, а затем, на протяжении фильма, эту же песню поют по очереди все ребята-одноклассники… Во многом сымпровизированные сцены, живые уличные съемки, откровенность в освещении проблем молодежи – всем этим фильм напоминает опыты французской Новой волны, а фон из пестрящей рекламы и неоновых огней напоминает о поп-арте и Энди Уорхоле. Критик Дейв Кер писал: "Исследование непристойных песен Японии" - с трудом поддающаяся классификации смесь сексуальной комедии о старшеклассницах и политическим театром…". Тадао Сато называл фильм "верстовым столбом японского киноавангардизма". ЦДХ, киноконцертный зал 19-30 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРОИХ ПЬЯНИЦ / Kaettekita yopparai / Three Resurrected Drunkards, 1968, 80 мин,цв. Картина начинается как странная, безумная пародия на фильм Ричарда Лестера о "Битлз": трое участников поп-группы Folk Crusaders резвятся на пляже под музыку, которая напоминает японскую застольную песню. Название фильма взято из этой песни о человеке, который из-за пьянства погибает и попадает в рай, но небеса не могут принять такого пьяницу: поэтому он возвращается на землю. Неведомые злодеи крадут у героев одежду и подкладывают им корейскую школьную и офицерскую форму. Героев принимают за нелегальных иммигрантов, и они попадают в разные полутрагические-полукомические ситуации. Они даже окажутся на военной службе во Вьетнаме. Постепенно история становится криминальной… На 40-й минуте фильм, как ни в чем ни бывало, начинается заново (говорят, во время первых показов аудитория думала, что это ошибка киномеханика, и поднимала шум), как будто давая нелепым героям второй шанс, который они тут же упускают. Этой экспериментальной картине отдают должное как важному явлению в японском кино 60-х годов – как яркой сатире на предрассудки против корейцев и на войну во Вьетнаме. 1 апреля, воскресенье ЦДХ, киноконцертный зал 19-30 Неизвестный Нагиса Осима. Ретроспектива фильмов к восьмидесятилетию режиссёра. МАЛЬЧИК / Shonen / Boy, 1969, 97 мин. Обычная японская семья (отец, мать, ее пасынок лет десяти и маленький сын по прозвищу Мелкий) занимаются изощренным видом вымогательства. Мать или старший из мальчиков аккуратно, почти виртуозно бросаются под идущие автомобили, делая вид, что пострадали. А отец шантажирует незадачливых водителей и требует денег за нанесенный ущерб. Отец утверждает, что не может и не должен поступать на работу, так как пострадал от войны. А его сын, не до конца понимающий, во что вовлечен, играет в прятки с самим собой и рассказывает Мелкому сказки о пришельцах из космоса. Страдая от деспотизма отца, он готов сбежать, но его удерживают ответственность за Мелкого, а также смутное влечение к мачехе… "Мальчик" основан на реальной истории, потрясшей Осиму в 1966 году. Критик Фернандо Ф. Кроче спращивал: может быть, эта едкая и противоречивая картина – в действительности самая откровенная и гуманистическая лента Осимы? Фильм был хорошо принят как в Японии, так и за рубежом. В одном лишь 1969 году он был показан на Каннском, Нью-Йоркском, Венецианском, Лондонском и Венском кинофестивалях. |
||
|