Шифры Войцеха Хаса: лучшие ранние фильмы29 марта 2012, 9:23
|
||
Польский культурный центр в Москве
Государственный центральный музей кино Общественный центр Восточного округа "Моссовет" при поддержке Национальной фильмотеки в Варшаве Госфильмофонда России Шифры Войцеха Хаса 4 – 8 апреля 2012 года.
Малый зал Общественного центра Восточного округа "Моссовет"
Москва, Преображенская площадь, дом 12
м. Преображенская площадь Телефон для справок: +7 495 963 03 22 www.museikino.ru www.kulturapolshi.ru www.mossovet.com Ретроспектива фильмов классика польского кино Войцеха Хаса (1925 – 2000) знакомит российских зрителей с лучшими фильмами раннего периода творчества мастера. РАСПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 апреля 19-30ПЕТЛЯ / Pętla, 1957, 96 мин. 5 апреля 19-30 ПРОЩАНИЯ / Pożegnania, 1958, 97 мин. 6 апреля 19-30 ОБЩАЯ КОМНАТА / Wspólny pokój, 1959, 92 мин. 7 апреля 17-00 КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ / Jak być kochaną, 1963, 97 мин. 8 апреля 17-00 ШИФРЫ / Szyfry, 1966, 80 мин. Шифры Войцеха Хаса
Войцех Ежи Хас (1925, Краков – 2000, Лодзь) почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская "Петля" по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической "польской школы" с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой "черной", самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино. Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным. Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х – "Санаторий под клепсидрой" по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии "Индекс", действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек. В этой ретроспективе мы представляем ранний, камерный период творчества Хаса, в котором практически каждая картина – жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: "Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны – и притом глубоко – с современностью". Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр. Основная фильмография 1957 Петля / Pętla 1958 Прощания / Pożegnania 1959 Общая комната / Wspólny pokój 1961 Расставание / Rozstanie 1962 Золото / Złoto 1963 Как быть любимой / Jak być kochaną 1965 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie 1966 Шифры / Szyfry 1968 Кукла / Lalka 1973 Санаторий под клепсидрой / Sanatorium pod klepsydrą 1983 Скучная история / Nieciekawa historia 1985 Писака / Pismak 1986 Личный дневник грешника… написанный им самим / Osobisty pamiętnik grzesznika... przez niego samego spisany 1988 Необычайное путешествие Бальтазара Кобера / Niezwykła podróż Baltazara Kobera Аннотации: "Петля" / "Pętla" 1957 – 96 мин. – ч/б Сценарий: Марек Хласко (по его одноименному рассказу), Войцех Ежи Хас Оператор: Мечислав Яхода В ролях: Густав Холубек, Александра Шлёнская, Тереса Шмигелювна, Тадеуш Фиевский Фрагмент из фильма Разворачивающийся практически в реальном времени рассказ об алкоголике, пытающемся побороть болезнь. Не в силах ждать свою девушку, с которой они должны пойти к врачу, главный герой отправляется бродить по мрачным обшарпанным улицам Вроцлава… Один рецензент писал после выхода картины: "Идите на "Петлю" – это хороший, смелый, честный фильм". Он еще не знал, что эта поразительная лента – первый шаг будущего классика. "Прощания" / "Pożegnania" 1958 – 97 мин. – ч/б Сценарий: Станислав Дыгат (по его одноименному роману), Войцех Ежи Хас Оператор: Мечислав Яхода В ролях: Мария Ваховяк, Тадеуш Янчар, Густав Холубек, Станислав Яворский Любовная история Павла – молодого человека из состоятельной семьи, мечтающего вырваться из своего круга, где правит лицемерие, и Лидки – танцовщицы "с принципами". Их странный короткий роман прервет война, но они встретятся в 1945-м… "Прощания" проникнуты "фирменным" хасовским сочетанием меланхолии и иронии. С этим фильмом связано также начало карьеры известной певицы Славы Пшибыльской, в исполнении которой звучит песня "Помнишь, была осень…". Картина получила приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно. "Общая комната" / "Wspólny pokój" 1959 – 92 мин. – ч/б Сценарий: Войцех Ежи Хас (по одноименному роману Збигнева Униловского) Оператор: Стефан Матыяшкевич В ролях: Мечислав Гайда, Густав Холубек, Адам Павликовский, Беата Тышкевич, Ирена Нетто Психологический рассказ об обитателях одной комнаты в варшавском доме – обреченных на бездействие молодых интеллектуалах в межвоенной Польше. Их безуспешные попытки найти место в обществе, работу, счастье в результате приводят к катастрофе… "Как быть любимой" / "Jak być kochaną" 1963 – 97 мин. – ч/б Сценарий: Казимеж Брандыс (по его одноименному рассказу) Оператор: Стефан Матыяшкевич В ролях: Барбара Краффтувна, Збигнев Цибульский, Венчислав Глиньский, Здзислав Маклякевич, Веслав Голас Известная актриса Фелиция по пути в Париж вспоминает, как во время оккупации укрывала молодого актера от гестаповцев. Из любви к нему она была готова идти на любые жертвы… Некоторые критики называли этот фильм венцом "польской школы", поскольку в нем Хас предложил совершенно иную, личностную концепцию взгляда на военное прошлое. Вместе с тем критик Войцех Ендркевич отметил: "Наверное, это одна из наиболее совершенных в нашем кино попыток перевода литературного текста на кинематографический язык". Картина получила три награды на МКФ в Сан-Франциско: за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль. "Шифры" / "Szyfry" 1966 – 80 мин. – ч/б Сценарий: Анджей Киёвский (по его одноименному рассказу) Оператор: Мечислав Яхода В ролях: Ян Кречмар, Збигнев Цибульский, Игнаций Гоголевский, Ирена Хорецкая, Барбара Краффтувна Полная глубокого драматизма и внутреннего напряжения психологическая драма о разрушительной силе военного прошлого: те, кто пережил войну, не могут забыть ее и вернуться к нормальной жизни, те же, кто оказался в стороне, не в состоянии понять мысли и чувства первых. Главный герой ленты Тадеуш, пожилой участник Первой мировой, Вторую проведший в эмиграции, возвращается в родной Краков по просьбе старшего сына Мачека. Дома он встретит жену, у которой после смерти младшего сына помутился рассудок. Тадеуш пытается узнать правду об обстоятельствах его гибели, но все, что рассказывают родственники и свидетели, напоминает шифры, не поддающиеся разгадке… |
||
|