Шифры Войцеха Хаса: лучшие ранние фильмы

29 марта 2012, 9:23
Польский культурный центр в Москве
Государственный центральный музей кино
Общественный центр Восточного округа "Моссовет"
при поддержке
Национальной фильмотеки в Варшаве
Госфильмофонда России


Шифры Войцеха Хаса


4 – 8 апреля 2012 года.

Малый зал Общественного центра Восточного округа "Моссовет"

Москва, Преображенская площадь, дом 12
м. Преображенская площадь
Телефон для справок: +7 495 963 03 22
www.museikino.ru
www.kulturapolshi.ru
www.mossovet.com


Ретроспектива фильмов классика польского кино Войцеха Хаса (1925 – 2000) знакомит российских зрителей с лучшими фильмами раннего периода творчества мастера.

РАСПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 апреля 19-30
ПЕТЛЯ / Pętla, 1957, 96 мин.

5 апреля 19-30
ПРОЩАНИЯ / Pożegnania, 1958, 97 мин.

6 апреля 19-30
ОБЩАЯ КОМНАТА / Wspólny pokój, 1959, 92 мин.

7 апреля 17-00
КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ / Jak być kochaną, 1963, 97 мин.

8 апреля 17-00
ШИФРЫ / Szyfry, 1966, 80 мин.

Шифры Войцеха Хаса
Войцех Ежи Хас (1925, Краков – 2000, Лодзь) почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).

Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская "Петля" по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической "польской школы" с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой "черной", самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино. Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным.

Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х – "Санаторий под клепсидрой" по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии "Индекс", действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек.

В этой ретроспективе мы представляем ранний, камерный период творчества Хаса, в котором практически каждая картина – жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: "Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны – и притом глубоко – с современностью". Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр.

Основная фильмография
1957 Петля / Pętla
1958 Прощания / Pożegnania
1959 Общая комната / Wspólny pokój
1961 Расставание / Rozstanie
1962 Золото / Złoto
1963 Как быть любимой / Jak być kochaną
1965 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie
1966 Шифры / Szyfry
1968 Кукла / Lalka
1973 Санаторий под клепсидрой / Sanatorium pod klepsydrą
1983 Скучная история / Nieciekawa historia
1985 Писака / Pismak
1986 Личный дневник грешника… написанный им самим / Osobisty pamiętnik grzesznika... przez niego samego spisany
1988 Необычайное путешествие Бальтазара Кобера / Niezwykła podróż Baltazara Kobera

Аннотации:

"Петля" / "Pętla"
1957 – 96 мин. – ч/б
Сценарий: Марек Хласко (по его одноименному рассказу), Войцех Ежи Хас
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Густав Холубек, Александра Шлёнская, Тереса Шмигелювна, Тадеуш Фиевский

Фрагмент из фильма


Разворачивающийся практически в реальном времени рассказ об алкоголике, пытающемся побороть болезнь. Не в силах ждать свою девушку, с которой они должны пойти к врачу, главный герой отправляется бродить по мрачным обшарпанным улицам Вроцлава… Один рецензент писал после выхода картины: "Идите на "Петлю" – это хороший, смелый, честный фильм". Он еще не знал, что эта поразительная лента – первый шаг будущего классика.

"Прощания" / "Pożegnania"
1958 – 97 мин. – ч/б
Сценарий: Станислав Дыгат (по его одноименному роману), Войцех Ежи Хас
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Мария Ваховяк, Тадеуш Янчар, Густав Холубек, Станислав Яворский
Любовная история Павла – молодого человека из состоятельной семьи, мечтающего вырваться из своего круга, где правит лицемерие, и Лидки – танцовщицы "с принципами". Их странный короткий роман прервет война, но они встретятся в 1945-м… "Прощания" проникнуты "фирменным" хасовским сочетанием меланхолии и иронии. С этим фильмом связано также начало карьеры известной певицы Славы Пшибыльской, в исполнении которой звучит песня "Помнишь, была осень…". Картина получила приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно.

"Общая комната" / "Wspólny pokój"
1959 – 92 мин. – ч/б
Сценарий: Войцех Ежи Хас (по одноименному роману Збигнева Униловского)
Оператор: Стефан Матыяшкевич
В ролях: Мечислав Гайда, Густав Холубек, Адам Павликовский, Беата Тышкевич, Ирена Нетто
Психологический рассказ об обитателях одной комнаты в варшавском доме – обреченных на бездействие молодых интеллектуалах в межвоенной Польше. Их безуспешные попытки найти место в обществе, работу, счастье в результате приводят к катастрофе…

"Как быть любимой" / "Jak być kochaną"
1963 – 97 мин. – ч/б
Сценарий: Казимеж Брандыс (по его одноименному рассказу)
Оператор: Стефан Матыяшкевич
В ролях: Барбара Краффтувна, Збигнев Цибульский, Венчислав Глиньский, Здзислав Маклякевич, Веслав Голас
Известная актриса Фелиция по пути в Париж вспоминает, как во время оккупации укрывала молодого актера от гестаповцев. Из любви к нему она была готова идти на любые жертвы… Некоторые критики называли этот фильм венцом "польской школы", поскольку в нем Хас предложил совершенно иную, личностную концепцию взгляда на военное прошлое. Вместе с тем критик Войцех Ендркевич отметил: "Наверное, это одна из наиболее совершенных в нашем кино попыток перевода литературного текста на кинематографический язык". Картина получила три награды на МКФ в Сан-Франциско: за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль.

"Шифры" / "Szyfry"
1966 – 80 мин. – ч/б
Сценарий: Анджей Киёвский (по его одноименному рассказу)
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Ян Кречмар, Збигнев Цибульский, Игнаций Гоголевский, Ирена Хорецкая, Барбара Краффтувна
Полная глубокого драматизма и внутреннего напряжения психологическая драма о разрушительной силе военного прошлого: те, кто пережил войну, не могут забыть ее и вернуться к нормальной жизни, те же, кто оказался в стороне, не в состоянии понять мысли и чувства первых. Главный герой ленты Тадеуш, пожилой участник Первой мировой, Вторую проведший в эмиграции, возвращается в родной Краков по просьбе старшего сына Мачека. Дома он встретит жену, у которой после смерти младшего сына помутился рассудок. Тадеуш пытается узнать правду об обстоятельствах его гибели, но все, что рассказывают родственники и свидетели, напоминает шифры, не поддающиеся разгадке…

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...