Документальная среда

6 апреля 2012, 13:16

Мы продолжаем показы
Клуба документального кино
"Документальная среда"
Зал общества "Мемориал"
Москва, Каретный ряд, 5/10
Начало в 19:00
Вход свободный

25 апреля
ЧЕШСКАЯ ШКОЛА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
ИРЖИ КРЕЙЧИК (JIRI KREJCIK)
ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН В НОЯБРЕ
2000, 86 мин.

Фильм представит Елена Глушко, сотрудник Чешского культурного центра в Москве, специалист по чешской истории ХХ века. Участники дискуссии: Елена Глушко, специалисты международного Мемориала и музея Кино.
Иржи Крейчик, одни из патриархов чешского документального и игрового кино, родился 26 июня 1918 года в Праге. Свою деятельность в кино начал в 1940 году. Работал в области документального, научно-популярного и учебного фильма. В 1947 году поставил первый художественный фильм.


Картина "Выпускной экзамен в ноябре"("Maturita v listopadu") снималась долго, события ее относятся к 1990-м гг., когда стремительно менялась жизнь и в России, и за ее пределами: распался Советский Союз, объединилась Германия, рухнули Берлинская стена и железный занавес, не стало блока стран Варшавского договора, Чехословакия превратилась в две страны. Герои фильма – жители чешской провинции, студенты и преподаватели одного лицея, где развернулись события, ставшие знаковыми для эпохи перемен. Появление фильма стало в свое время сенсацией, спровоцировало скандал, а эпохальные перемены стали для героев картины роковыми: одним они принесли гибель, другим – начало новой жизни.


"Документальная среда" с Музеем кино
концепция проекта

"Дорогие друзья и коллеги, мы рады сообщить вам о начале нового проекта и пригласить вас на его открытие. Музей кино открывает Клуб документального кино "Документальная среда". Дважды в месяц по средам будем рады представить вам не только документальные картины последнего десятилетия и не только российские. Это будет документальное кино разных стран, разных эпох, разных культур и школ, документальное кино в его истории и эволюции за последнее столетие, в его тематическом разнообразии и эстетической непредсказуемости", - такими словами Государственный федеральный центральный музей кино приветствовал первых зрителей клуба документального кино "Документальная среда".

Было это, конечно, в среду в начале 2011 года в зале Московского Дома журналистов, а в конце 2011 – на площадке Международного Мемориала, где Музей кино показывает документальное кино и по сей день. В названии проекта – не просто игра слов: имеется ввиду и день недели, когда Музей кино будет показывать свои документальные фильмы, и, что важнее, создание определенной среды, атмосферы, клуба, сообщества, где документальное кино, его история и современность, были бы интересны не только кинематографистам, но представителям самых разных профессий, и вообще – разным людям.

Программа "Документальная среда" была одним из наиболее удачных и посещаемых проектов Государственного Центрального Музея Кино с тех пор, как Музей был открыт в конце 1980-х гг. и находился в здании Киноцентра на Красной Пресне. Стержень программы – история и актуальное состояние национальных школ кинодокументалистики. Поэтому показ в рамках проекта может стать открытием нового имени, премьерой еще неизвестного молодого документального кино, а может представить зрителям классику этого жанра, возможно, даже частично забытую, но, несомненно, достойную того, чтобы ее помнили и видели.

Целью этих показов было с самого начала познакомить зрителя с историей и современностью документального кино России и других стран, с традициями национальных и региональных школ кинодокументалистики. "Документальная среда" стала важным образовательным просветительским проектом для кинемотографического студенчества, учащихся ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, МГУ, РГГУ и других ВУЗов, где изучают историю культуры в целом и кинематографа в частности, а также вообще для мыслящей московской интеллигенции.

Теперь, когда волей известных обстоятельств, Музей кино, к сожалению, не располагает собственными кинозалами и вынужден пользоваться гостеприимством дружественных организаций, "Документальная среда" по-прежнему является одним из наших приоритетных проектов, цели и смысл проекта не изменились. Мы по-прежнему стараемся превратить каждый наш показ в маленькую, но значимую просветительскую встречу, поэтому показы сопровождаются небольшой вступительной лекцией и последующей дискуссией чаще всего с режиссером фильма или с одним из участников съемочной группы. Сейчас, когда современные информационные технологии и социальные сети дают возможность для индивидуального просмотра практически любого фильма, подобный лекционно-дискуссионный формат показа фильма с участием профессионалов в сфере документального кино особенно важен.

Знакомя зрителя с национальными и региональными школами кинодокументалистики, Музей кино старается, чтобы фильмы соответствовали высоким художественным стандартам и содержали те четыре смысла, которые по теории Данте отличают истинное произведение искусства от подделки: анагогический (возвышающий), этический или моральный, аллегорический (художественный) и буквальный, то есть документальный. Мы по-прежнему помним о нашем зрителе, о нашей целевой аудитории: мыслящей молодежи, студенчестве, профессионалах в сфере кино и телевидения, московской интеллигенции.

Мы снова открыли наш киноклуб циклом картин латышской школы документалистики из коллекции Посольства Латвийской республики в России и Рижского киноцентра. Выбор этот не случаен. В этом году мы можем отметить юбилей двух мэтров этой школы: 85-летие ныне здравствующего Герца Франка и 60-летие ныне, к сожалению, уже покойного Юриса Подниекса. Именно с них в Латвии в 50-х – 70-х гг ХХ века началось обновление нашего, тогда еще советского кино. Эти мастера не просто вернулись к традициям 1920-х годов, в частности, Дзиги Вертова, но и сделали ставку на новую визуальную стилистику и новую острую социальную проблематику. Эта школа, которую, вслед за Улдисом Браунсом, формировали Айварс Фрейманис, Герц Франк, Ансис Эпнерс, Иварс Селецкис, Юрис Подниекс и другие режиссеры, операторы, сценаристы, вошла в авангард кинодокументалистики не только СССР, но и Европы, да и всего мира. Их фильмы стали знаковыми для своего времени и пользовались у зрителей и кинокритики не меньшей популярностью, нежели тогдашние "хиты" художественного проката. Они затрагивали острые и актуальные социальные, политические и общечеловеческие темы и проблемы. Шедевр Улдиса Браунса "235 000 000" – двухчасовый фильм, снятый к 50-летию революции 1967, дал поразительную панораму страны, далекую от юбилейного официоза. Герц Франк в картине 1987 года "Высший суд" (о человеке, приговоренном к высшей мере наказания) ратовал за отмену смертной казни в СССР. Юрис Подниекс честно и откровенно показал проблемы молодежи в фильме "Легко ли быть молодым?" (1986), а в начале "перестройки" снимал поразительные по силе и достоверности документы о трагических событиях в Вильнюсе и Риге, в Тбилиси и Чернобыле, о путче в Москве и о распаде империи.
Один из вечеров был посвящен началу британской школы кинодокументалистики и ее основателю – режиссеру, оператору, сценаристу, продюсеру и актеру Джону Грирсону, и первому поколению британских документалистов – его учеников, единомышленников, соратников, последователей. Деятельность Грирсона и его группы в 1930-40-е гг. положила начало сразу нескольким отраслям аудиовизуального искусства и индустрии: кинодокументалистике, аудиовизуальной рекламе, телевизионной журналистике, репортажу и хронике.

Далее была представлена панорама польской школы. Зарождение школы документального кино в Польше происходило параллельно со становлением "польской киношколы", славу которой составили игровые картины Вайды, Мунка, Кавалеровича и других режиссеров. Настоящим событием в кино 1950-х стали фильмы "черной серии" – блестящие по форме и смелые по содержанию критические свидетельства противоречивых процессов, происходивших в Народной Польше. С начала 60-х, когда режиссеры игрового кино стали искать подходы к современной теме, но редко достигали в этом успеха, именно документалисты смогли рассказать о повседневной жизни обыкновенных поляков – настолько убедительно и в то же время просто, что эти короткие фильмы производят впечатление до сих пор. Документалистика следующего десятилетия (предшествовавшего декаде распада соцлагеря) продолжила эту тенденцию, углубив психологический аспект исследования и развивая формальные эксперименты. Все эти годы польская школа документального кино оставалась одной из сильнейших в мире.

За то недолгое время, что существует "Документальная среда" нам удалось создать ту атмосферу, собрать ту публику и тот клуб, к образованию которых мы стремились. Мы уже "приучили" публику к нашему репертуару, к нашей проблематике и к формату показа. Каждый показ предваряется знакомством либо с автором фильма, либо со специалистом, задача которого – рассказать зрителю о данной национальной киношколе. Поле показа, который длится в среднем от 1 часа до полутора, зрители всегда могут рассчитывать на дискуссию с гостем показа.
Всякий раз на показе присутствуют авторы фильма, продюсеры, эксперты по истории документальной киношколы данного региона, специалисты Международного Мемориала, историки, социологи, киноведы.

Премьерами-открытиями стали показы фильмов современных молодых кинорежиссеров. Так мы представили новый фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева "Я тебя люблю", два короткометражных фильма Дмитрия Золотова "Фатум" о М.Врубеле и "О рыбаке и рыбке" о А.Чехове, блистательные картины Евгения Соломина "Каторга" и "Глубинка 3х4", фильмы Марины Разбежкиной и ее студентов, Алексея Вахрушева, Сергея Зайцева, Светланы Быченко, Олеси Буряченко, Лодзинской киношколы, Мартина Рышавы (Чехия), Анны Булгаковой и Дениса Федорина, Александра Кузнецова, Бориса Караджева и студентов его мастерской, работы польской, чешской, немецкой школы кинодокументалистики и многое другое.

Доксреда в соц. сетях:
http://www.facebook.com/pages/%D0%9...215188115221290

http://www.facebook.com/events/322919994427497/

http://www.museikino.ru/post/146172

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...