Документальная среда

7 мая 2012, 1:22

Мы продолжаем показы
Клуба документального кино
"Документальная среда"
Зал общества "Мемориал"
Москва, Каретный ряд, 5/10
Начало в 19:00
Вход свободный


6 июня
КЛУБ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО "ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА"
ЕКАТЕРИНА ТЮТИНА
ОПЫТ ЧАСТНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
2008, 40 мин.
"ГЕРМАН ГАЛДЕЦКИЙ – 19-летний московский студент, решивший в одиночку бороться с милицейским беспределом и остановленный на полпути выстрелом в голову, — смог сделать то, что было не под силу никому за последнее десятилетие: поднял общественное мнение на осмысленный протест. Люди абсолютно разных возрастов и профессий откликнулись не только эмоциональным сопереживанием, но и искренним желанием помочь хоть чем-нибудь. Все, кто пришел в эти дни на открытый интернет-форум "Новой газеты", оставляли свои адреса, телефоны, обменивались идеями и конкретными предложениями о помощи и поддержке Герману, его семье, а также жертвам милицейского насилия.

Специалисты в разных областях — от юристов, политиков, врачей до программистов, художников и журналистов — готовы искать и предоставлять информацию, свидетельствовать, консультировать, искать необходимые лекарства, перечислять деньги, морально и материально поддерживать родителей Германа, писать запросы прокурорам, руководству МВД, депутатам и президенту, идти на митинги, проводить пикеты, организовывать сбор подписей и даже создавать соответствующие партии, движения или неполитические объединения". НОВАЯ ГАЗЕТА, № 26, 15 апреля 2004 г.

ЕКАТЕРИНА ТЮТИНА.
Режиссёр, сценарист, оператор. В 2004 году закончила режиссёрский факультет "Высших курсов сценаристов и режиссёров" (ВКСР), в 2012 году операторский факультет ВГИК. С 1998 года участвует в кинопроизводстве.

Сценарист:
"Архангельское. Музыка для глаз", фильм, студия "Мир искусства", 1999 год, Серебряный диплом в номинации "лучший фильм по искусству" на международном фестивале "Зодчество 2001"
Сценарист цикла фильмов "История одного шедевра" по Третьяковской галерее и Русскому музею, ТВ, 1 канал, 1999 -2001:
Наталья Гончарова "Павлин"
Владимир Татлин "Контррельеф"
Павел Филонов "Святое Семейство"
Икона "Богоматерь Белозерская"
Михаил Врубель "Ангел смерти".
"Амазонки русского авангарда" (совместно с С. Тютиным),, студия "Мир искусства, 2001
"Похищение Европы" (совместно с С. Тютиным),фильм, студия "Мир искусства", 2002
"Сны Петрова-Водкина" (совместно с С. Тютиным), фильм, студия "Мир искусства", 2003
"Жар-птица Ивана Билибина", фильм, ГТРК "Культура" 2005,
"Любовь Петрова Водкина" (совместно с С. Тютиным), фильм, ГТРК "Культура", 2007.

Режиссёр и сценарист:

"Рыбий глаз", игровой короткометражный фильм (Студия "Мир искусства", ВКСР). 2004
"Василий Верещагин. Воинственный апостол мира", фильм, ГТРК "Культура", 2004, серебряный диплом в номинации "лучший фильм по искусству" на международном фестивале "Зодчество 2004"
"Казимир Малевич. Великий Мистификатор", фильм, ГТРК "Культура" 2005
"Последний день Анастасии Цветаевой", фильм, ГТРК "Культура" 2006
"Река времён Бориса Зайцева", ГТРК "Культура" 2007
"Опыт частного сопротивления", документальный фильм, студия "Фишка-фильм" 2008
"Законы времени Велимира Хлебникова", фильм из цикла "Звёзды русского авангарда", ГТРК "Культура", 2009, номинация на "ТЭФИ-2009"
"Гуро" фильм из цикла "Звёзды русского авангарда", ГТРК "Культура" 2010

Оператор:

"Полёт бабочки" (реж. Владимир Алеников), игровой короткометражный фильм, 2011
"Куколка", (реж. Юлия Завьялова), игровой короткометражный фильм. 2011

В настоящее время в производстве:

"Законы отражения" (автор сценария, оператор и режиссёр). студия "Мир искусства" и киностудия ВГИК. (короткометражный кинофильм на плёнке в жанре поэтического кино).
"Эксперименты Льва Кулешова", фильм, ГТРК "Культура"
УЧАСТНИКИ ПОКАЗА И ДИСКУССИИ: РЕЖИССЕР ЕКАТЕРИНА ТЮТИНА, ГЕРМАН ГАЛДЕЦКИЙ, СПЕЦИАЛИСТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕМОРИАЛА И МУЗЕЯ КИНО, ЖУРНАЛИСТЫ.

Кураторы проекта "Документальная среда" - сотрудники Музея Кино Анна Кукес и Анна Булгакова, сотрудник Международного Мемориала Дарья Соболева


"Документальная среда" с Музеем кино
концепция проекта

"Дорогие друзья и коллеги, мы рады сообщить вам о начале нового проекта и пригласить вас на его открытие. Музей кино открывает Клуб документального кино "Документальная среда". Дважды в месяц по средам будем рады представить вам не только документальные картины последнего десятилетия и не только российские. Это будет документальное кино разных стран, разных эпох, разных культур и школ, документальное кино в его истории и эволюции за последнее столетие, в его тематическом разнообразии и эстетической непредсказуемости", - такими словами Государственный федеральный центральный музей кино приветствовал первых зрителей клуба документального кино "Документальная среда".

Было это, конечно, в среду в начале 2011 года в зале Московского Дома журналистов, а в конце 2011 – на площадке Международного Мемориала, где Музей кино показывает документальное кино и по сей день. В названии проекта – не просто игра слов: имеется ввиду и день недели, когда Музей кино будет показывать свои документальные фильмы, и, что важнее, создание определенной среды, атмосферы, клуба, сообщества, где документальное кино, его история и современность, были бы интересны не только кинематографистам, но представителям самых разных профессий, и вообще – разным людям.

Программа "Документальная среда" была одним из наиболее удачных и посещаемых проектов Государственного Центрального Музея Кино с тех пор, как Музей был открыт в конце 1980-х гг. и находился в здании Киноцентра на Красной Пресне. Стержень программы – история и актуальное состояние национальных школ кинодокументалистики. Поэтому показ в рамках проекта может стать открытием нового имени, премьерой еще неизвестного молодого документального кино, а может представить зрителям классику этого жанра, возможно, даже частично забытую, но, несомненно, достойную того, чтобы ее помнили и видели.

Целью этих показов было с самого начала познакомить зрителя с историей и современностью документального кино России и других стран, с традициями национальных и региональных школ кинодокументалистики. "Документальная среда" стала важным образовательным просветительским проектом для кинемотографического студенчества, учащихся ВГИКа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, МГУ, РГГУ и других ВУЗов, где изучают историю культуры в целом и кинематографа в частности, а также вообще для мыслящей московской интеллигенции.

Теперь, когда волей известных обстоятельств, Музей кино, к сожалению, не располагает собственными кинозалами и вынужден пользоваться гостеприимством дружественных организаций, "Документальная среда" по-прежнему является одним из наших приоритетных проектов, цели и смысл проекта не изменились. Мы по-прежнему стараемся превратить каждый наш показ в маленькую, но значимую просветительскую встречу, поэтому показы сопровождаются небольшой вступительной лекцией и последующей дискуссией чаще всего с режиссером фильма или с одним из участников съемочной группы. Сейчас, когда современные информационные технологии и социальные сети дают возможность для индивидуального просмотра практически любого фильма, подобный лекционно-дискуссионный формат показа фильма с участием профессионалов в сфере документального кино особенно важен.

Знакомя зрителя с национальными и региональными школами кинодокументалистики, Музей кино старается, чтобы фильмы соответствовали высоким художественным стандартам и содержали те четыре смысла, которые по теории Данте отличают истинное произведение искусства от подделки: анагогический (возвышающий), этический или моральный, аллегорический (художественный) и буквальный, то есть документальный. Мы по-прежнему помним о нашем зрителе, о нашей целевой аудитории: мыслящей молодежи, студенчестве, профессионалах в сфере кино и телевидения, московской интеллигенции.

Мы снова открыли наш киноклуб циклом картин латышской школы документалистики из коллекции Посольства Латвийской республики в России и Рижского киноцентра. Выбор этот не случаен. В этом году мы можем отметить юбилей двух мэтров этой школы: 85-летие ныне здравствующего Герца Франка и 60-летие ныне, к сожалению, уже покойного Юриса Подниекса. Именно с них в Латвии в 50-х – 70-х гг ХХ века началось обновление нашего, тогда еще советского кино. Эти мастера не просто вернулись к традициям 1920-х годов, в частности, Дзиги Вертова, но и сделали ставку на новую визуальную стилистику и новую острую социальную проблематику. Эта школа, которую, вслед за Улдисом Браунсом, формировали Айварс Фрейманис, Герц Франк, Ансис Эпнерс, Иварс Селецкис, Юрис Подниекс и другие режиссеры, операторы, сценаристы, вошла в авангард кинодокументалистики не только СССР, но и Европы, да и всего мира. Их фильмы стали знаковыми для своего времени и пользовались у зрителей и кинокритики не меньшей популярностью, нежели тогдашние "хиты" художественного проката. Они затрагивали острые и актуальные социальные, политические и общечеловеческие темы и проблемы. Шедевр Улдиса Браунса "235 000 000" – двухчасовый фильм, снятый к 50-летию революции 1967, дал поразительную панораму страны, далекую от юбилейного официоза. Герц Франк в картине 1987 года "Высший суд" (о человеке, приговоренном к высшей мере наказания) ратовал за отмену смертной казни в СССР. Юрис Подниекс честно и откровенно показал проблемы молодежи в фильме "Легко ли быть молодым?" (1986), а в начале "перестройки" снимал поразительные по силе и достоверности документы о трагических событиях в Вильнюсе и Риге, в Тбилиси и Чернобыле, о путче в Москве и о распаде империи.
Один из вечеров был посвящен началу британской школы кинодокументалистики и ее основателю – режиссеру, оператору, сценаристу, продюсеру и актеру Джону Грирсону, и первому поколению британских документалистов – его учеников, единомышленников, соратников, последователей. Деятельность Грирсона и его группы в 1930-40-е гг. положила начало сразу нескольким отраслям аудиовизуального искусства и индустрии: кинодокументалистике, аудиовизуальной рекламе, телевизионной журналистике, репортажу и хронике.

Далее была представлена панорама польской школы. Зарождение школы документального кино в Польше происходило параллельно со становлением "польской киношколы", славу которой составили игровые картины Вайды, Мунка, Кавалеровича и других режиссеров. Настоящим событием в кино 1950-х стали фильмы "черной серии" – блестящие по форме и смелые по содержанию критические свидетельства противоречивых процессов, происходивших в Народной Польше. С начала 60-х, когда режиссеры игрового кино стали искать подходы к современной теме, но редко достигали в этом успеха, именно документалисты смогли рассказать о повседневной жизни обыкновенных поляков – настолько убедительно и в то же время просто, что эти короткие фильмы производят впечатление до сих пор. Документалистика следующего десятилетия (предшествовавшего декаде распада соцлагеря) продолжила эту тенденцию, углубив психологический аспект исследования и развивая формальные эксперименты. Все эти годы польская школа документального кино оставалась одной из сильнейших в мире.

За то недолгое время, что существует "Документальная среда" нам удалось создать ту атмосферу, собрать ту публику и тот клуб, к образованию которых мы стремились. Мы уже "приучили" публику к нашему репертуару, к нашей проблематике и к формату показа. Каждый показ предваряется знакомством либо с автором фильма, либо со специалистом, задача которого – рассказать зрителю о данной национальной киношколе. Поле показа, который длится в среднем от 1 часа до полутора, зрители всегда могут рассчитывать на дискуссию с гостем показа.
Всякий раз на показе присутствуют авторы фильма, продюсеры, эксперты по истории документальной киношколы данного региона, специалисты Международного Мемориала, историки, социологи, киноведы.

Премьерами-открытиями стали показы фильмов современных молодых кинорежиссеров. Так мы представили новый фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева "Я тебя люблю", два короткометражных фильма Дмитрия Золотова "Фатум" о М.Врубеле и "О рыбаке и рыбке" о А.Чехове, блистательные картины Евгения Соломина "Каторга" и "Глубинка 3х4", фильмы Марины Разбежкиной и ее студентов, Алексея Вахрушева, Сергея Зайцева, Светланы Быченко, Олеси Буряченко, Лодзинской киношколы, Мартина Рышавы (Чехия), Анны Булгаковой и Дениса Федорина, Александра Кузнецова, Бориса Караджева и студентов его мастерской, работы польской, чешской, немецкой школы кинодокументалистики и многое другое.

Доксреда в соц. сетях:
http://www.facebook.com/pages/%D0%9...215188115221290

http://www.facebook.com/events/322919994427497/

http://www.museikino.ru/post/146172

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...