Пьер Этекс: Ретроспектива фильмов12 февраля 2013, 1:15
|
||
Французский институт
Посольство Франции в России при поддержке Фонда предприятия Technicolor по сохранению кинонаследия Фонда поддержки кино предприятия Groupama Gan Государственного центрального музея кино Киноклуба "Фитиль" представляют Пьер Этекс
Ретроспектива фильмов великого французского комика В рамках года Франция-Россия, посвященного кинематографическому наследию. Пятница, 1 марта 2013 20.00 Большая любовь / Le Grand Amour, 1969, 85 мин. Суббота, 2 марта 2013 15.00 Йо-Йо / Yoyo, 1965, 96 мин. 17.00 Лекция: "Реставрация кинематографического наследия: как и для кого?" 19.30 Счастливая годовщина / L'heureux anniversaire, 1962, 12 мин. Воздыхатель / Le Soupirant, 1963, 83 мин. Воскресенье, 3 марта 2013 15.00 В полной форме / En pleine forme, 2010, 13 мин. Страна чудес / Pays de cocagne, 1974, 74 мин. 17.00 Лекция: "История русского и советского кино во Франции". 19.30 Разрыв / La Rupture, 1961, 11 мин. Хватило бы здоровья / Tant qu'on a la santé, 1966, 65 мин. Кто вы, Пьер Этекс? Режиссер, актер, клоун, карикатурист и драматург Пьер Этекс родился 23 ноября 1928 года в Роанне (Франция). Сначала он учится на рисовальщика, изучает витражное дело у мастера Теодора-Жерара Аннсена, но вскоре связывает свою профессиональную карьеру с юмором. Он переезжает в Париж и начинает зарабатывать на жизнь иллюстрациями, параллельно выступая в мюзик-холлах и в цирке вместе с клоуном Нино. В 1954 году Этекс знакомится с Жаком Тати и четыре года работает у него рисовальщиком и придумывает гэги для фильма "Мой дядюшка", а затем во время съемок – ассистентом режиссера. В 1961 году он участвует своим скетчем в шоу Жака Тати "Праздничный день", которое идет в парижском мюзик-холле "Олимпия". В 1958 году Этекс знакомится с Жан-Клодом Карьером, который станет его единомышленником и соавтором по написанию сценариев большинства фильмов. Кинематографическая карьера Этекса начинается в 1961 году – он создает два короткометражных фильма "Разрыв"/Rupture и "Счастливая годовщина"/Heureux anniversaire (в соавторстве с Жан-Клодом Карьером). В 1963 -1970 гг. он снимает пять полнометражных лент: "Воздыхатель"/Le soupirant, "Йо-Йо"/Yoyo, "Хватило бы здоровья"/Tant qu'on a la santé, "Большая любовь"/Le grand Amour и "Страна чудес"/Pays de cocagne. В 1973 году Этекс вместе со своей женой Анн Фрателлини решает создать Национальную школу цирка. Их клоунский дуэт регулярно выступает с собственной программой. Написав множество книг, среди которых "Шляпная картонка"/Le carton à Chapeaux, "Машинописности"/Dactylographismes, "Система звезд"/Stars Système и "Зарисовки Джерри Льюиса"/Croquis de Jerry Lewis, – в 1982 Этекс публикует свою первую театральную пьесу "У месье преклонный возраст"/L'âge de monsieur est avancé, а в 1987 году делает по ней телепостановку, в которой сам же исполняет главную роль. Его партнерами выступают Николь Кальфан и Жан Карме. В 1989 году Этекс снимает первый игровой фильм в формате Omnimax – "Рисую в пространстве"/J'écris dans l'espace. Он принимает участие в выпуске на DVD серии "Искусство Бастера Китона" – полного собрания короткометражных фильмов великого комика. В последнее время публикуются его книги: "Люди из…"/Les hommes de…, "Давайте критиковать оператора"/Criticons la caméra, "Назовем клоуна клоуном"/Il faut appeler un clown un clown, "Байки"/Karabistouilles, "Пьер Этекс – под лежачий камень кобыле легче"/ETAIX Pierre qui roule ménage sa monture и "Клоун и ученый"/ Le clown et le savant (в соавторстве с математиком Клодом де Каланом). В конце 2007 года выходит книга "Этекс рисует Тати"/Etaix dessine Tati , в которой опубликовано более семисот подготовительных рисунков Пьера Этекса для фильма Жака Тати "Мой дядюшка". В том же году Пьер Этекс передает все свои рисунки в дар Французской Синематеке. В 2010 году после многолетнего запрета все его фильмы в отреставрированной версии возвращаются к зрителю. По этому случаю Пьер Этекс представляет свой фильм "Большая любовь" на Каннском фестивале в программе Классики Канна. В ноябре 2011 года американская Киноакадемия вручает ему почетный "Оскар", в декабре 2012 года его картины снова выходят на нью-йоркские экраны. В качестве актера Пьер Этекс снимался, среди прочих, у Жан-Пьера Жене в фильме "Неудачники"/"Микмакс" (Micmacs à tire-larigot, 2009), у Отара Иоселиани ("Сады осенью", 2007 и "Шантрапа", 2010) и у Аки Каурисмяки (" Гавр"/Le Havre, 2010). Наконец, в 2011 году Пьер Этекс возвращается к зрителям в спектакле "Мюзик-бабочка"/Miouzik-papillon и в 2012 в спектакле "На манеже"/En piste, созданном для Цирка Бульоне. Фильмы программы: Пятница, 1 марта 20.00 Большая любовь Le Grand Amour Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Анни Фрателлини, Николь Кальфан, Луи Маис, Ален Жанэ, Миша Байяр, Джейн Беретта, Билли Бурбон, Магали Клеман и другие 1969 85 мин. Комедия Пьер женат на Флоранс. Его семейная и профессиональная жизнь складывается удачно. Он работает директором на заводе собственного тестя и целыми днями подписывает чеки, а вечерами смотрит телевизор. Однообразно текут годы. Внезапно на работу поступает новая молоденькая секретарша, он влюбляется в нее и начинает мечтать… Четвертый полнометражный фильм Пьера Этекса, его сценарий написан в соавторстве с Жан-Клодом Карьером. Суббота, 2 марта 15.00 Йо-Йо Yoyo Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Клодин Оже, Люс Клейн, Филипп Дионне, Пипо, Дарио, Мимиль, Мартин де Бретей, Роже Трапп, Жан-Пьер Монкорбье и другие 1965 96 мин. Мелодрама Разорившийся миллионер отправляется странствовать по миру в сопровождении цирковой наездницы. Его сын становится клоуном и возвращает утраченное состояние. Гран-при молодежного жюри Каннского фестиваля, 1965 Гран-При Международной католической киноорганизации на Венецианском Международном кинофестивале, 1965 Суббота, 2 марта 19.30 Счастливая годовщина L'heureux anniversaire Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Жорж Лорио, Ноно Замми, Люсьен Фрежис, Робер Блом, Лоранс Линьер и другие 1962 12 мин. Комедия Молодая женщина готовит праздничный ужин по случаю годовщины свадьбы. Муж застревает в парижских пробках. Остановки в пути для покупки последних мелочей еще больше усугубляют его опоздание. "Оскар" за лучший короткометражный фильм, Голливуд, 1963 Приз за лучший короткометражный фильм Британской киноакадемии, Лондон, 1963 Специальный приз на Международной кинонеделе в Вене, 1963 Воздыхатель Le Soupirant Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Карин Весели, Клод Массо, Франс Арнель, Лоранс Линьер, Дениз Перон, Анна Абигаэль, Шарль Бэйяр и другие 1963 83 мин. Комедия Молодой парижанин из прекрасной семьи, полностью поглощенный научными изысканиями и наблюдением за звездами, по требованию родителей внезапно отказывается от описания космоса и с готовностью отправляется на поиски супруги. Премия Луи Деллюка, 1963 Приз за лучший комический фильм Московского кинофестиваля, 1963 Гран-При международного кинофестиваля в Акапулько, 1963 Воскресенье, 3 марта 15.00 В полной форме En pleine forme Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Жан Престон, Ранделл, Роже Трапп, Робер Блом 2010 13 мин. Эта короткометражная лента исходно представляла собой одну из сцен полнометражного фильма "Хватило бы здоровья" в его варианте 1965 года. В 1971 году Пьер Этекс перемонтирует фильм и вырезает из него сцену, которая становится самостоятельным короткометражным фильмом под названием "В полной форме". В 2010 году он решает представить его публике по случаю повторного выхода своих отреставрированных лент. Страна чудес Pays de cocagne Режиссер: Пьер Этекс 1974 74 мин. Сразу после событий мая 1968 года Пьер Этекс с удивлением наблюдает за французами на отдыхе. Он фиксирует зарисовки с натуры, монтирует их и создает, таким образом, первый документальный бурлеск. Воскресенье, 3 марта 19.30 Разрыв La Rupture Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Анн-Мари Руайе, Анни Нельсен 1961 11 мин. Комедия Герой фильма получает от возлюбленной письмо со своей разорванной фотографией и с объявлением о разрыве отношений. Отвергнутый молодой человек решает ответить на послание – и даже в этом терпит неудачу… Чернильная ручка, перьевая вставочка, письменный стол, почтовая марка, бумага и чернильница вступают в дьявольский сговор и противятся осуществлению его замысла. В довершение несчастья кресло-качалка вышвыривает героя в окно. Приз Фипреси на фестивале в Мангейме, 1961 Гран-при фестиваля в Оберхаузене, 1961 Хватило бы здоровья Tant qu'on a la santé Режиссер: Пьер Этекс В ролях: Пьер Этекс, Дениз Перрон, Симона Фондер, Сабина Сэн, Вера Вальмон, Франсуаз Оксипенти, Клод Массо, Дарио Мески, Эмиль Корн, Роже Трапп и другие 1966 65 мин. Комедия Пьер – серьезный и благонамеренный молодой человек, но ему не всегда легко приспособиться к ХХ веку с его бессмысленным стремлением к всеобщей модернизации. Все вокруг шумит, бежит куда-то, толкается, мир заполонили строительные краны, отбойные молотки и машины. Все трясется - на улице и в квартире. Под действием вибрации портрет его невесты падает в корзину для бумаг. Она сама с изумлением обнаруживает это, придя к нему в квартиру. Девушка убегает. И тогда, прихватив туристское снаряжение, Пьер сбегает на лоно природы – чтобы обрести вожделенные спокойствие и тишину. Сценарий третьего полнометражного фильма Пьера Этекса, снятого после "Воздыхателя" (1963) и "Йо-Йо" (1965), написан в сотрудничестве с Жан-Клодом Карьером. Лекции: Суббота, 2 марта 17.00 Лекция "Реставрация кинематографического наследия: как и для кого?" При поддержке фондов: Фонд предприятия Technicolor по сохранению кинонаследия Созданный в 2006, Фонд предприятия Technicolor по сохранению кинонаследия работает не только над сохранением, но и над продвижением мирового кинематографического наследия. Фонд Technicolor действует по трем основным направлениям: сохранение кинофильмов прошлых лет, а также их продвижение и использование, и наконец, популяризация и привлечение внимания всех тех, кто может сыграть роль в защите этого наследия. Одна из задач фонда – реставрировать ежегодно одно или два важнейших кинопроизведения прошлого для того, чтобы привлечь внимание общественности и зрителей к историческому наследию в области кино и к тем опасностям, которым подвергаются фильмы, когда они хранятся ненадлежащим образом. Так, фонд осуществил реставрацию фильмов "Лола Монтес" Макса Офюльса - в 2008 году, затем, совместно с фондом Groupama Gan, отреставрировал фильмы "Каникулы господина Юло" Жака Тати в 2009, "Девушка в красной косынке" /Selvi Boylum al Yazmalim Атифа Йылмаза, полное собрание кинофильмов Пьера Этекса в 2010, "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса - в 2011. В 2012 году отреставрированы дебютная лента Жака Деми "Лола" и фильм "Солги мне" Питера Брука. Руководитель генеральной делегации: Северин Вемэр. www.technicolorfilmfoundation.org Фонд поддержки кино предприятия Groupama Gan Созданный в 1987 г. Фонд поддержки кино предприятия Groupama Gan стал сегодня одним из главных частных партнеров французского кинематографа. Благодаря его финансовой поддержке более 140 режиссеров смогли снять свои первые фильмы. Сегодня его помощь воспринимается как своеобразная гарантия качества проекта. Фонд также оказывает поддержку в проведении трех десятков фестивалей во всем мире. Фонд внес свой вклад в реставрацию многих шедевров кинематографа. Так, он отреставрировал фильмы "Золотая карета" Жана Ренуара, "Золотой век" Луиса Бунюэля, "Праздничный день", "Playtime", "Мой дядюшка" и "Каникулы господина Юло" Жака Тати. В 2010 году в рамках своей ежегодной программы и совместно с фондом Technicolor он осуществил реставрацию всех фильмов Пьера Этекса и фильма турецкого режиссера Атифа Йылмаза "Девушка в красной косынке"/ Selvi boylum, al yazmalim - совместно с турецким киноархивом - и, конечно, именно он в 2011 году восстановил в цвете "Путешествие на Луну" Жоржа Мельеса! В 2012 году фонд отреставрировал кинокартину "Лола" Жака Деми и "Солги мне" Питера Брука. Руководитель генеральной делегации: Жиль Дюваль. www.fondation-groupama-gan.com Выступают: Северин Вемэр, руководитель Генеральной делегации Фонда предприятия Technicolor по историческому наследию в области кино, Жиль Дюваль, руководитель Генеральной делегации Фонда поддержки кино предприятия Groupama Gan. Ведущий: Наум Клейман, директор Музея кино. Воскресенье, 3 марта 17.00 Лекция "История русского и советского кино во Франции (1896-2012)" Выступает:Жоэль Шапрон, ведущий специалист UNIFRANCE по кинематографу стран Центральной и Восточной Европы. Киноклуб "Фитиль" Фрунзенская набережная, 12 м. Парк культуры. Тел. +7-(495)-287-02-11 www.fitil-club.ru Стоимость билета на сеансы – 200 руб. Вход на лекции – бесплатный. Реставрацию кинопроизведений Пьера Этекса осуществили: Studio 37, Фонд предприятия Technicolor по сохранению кинонаследия и Фонд поддержки кино предприятия Groupama Gan. Тексты предоставлены Посольством Франции в России: "Пьер Этекс – Полное собрание отреставрированных фильмов" / "Pierre Etaix - Intégrale Cinéma restaurée" Жиля Дюваля и Северин Вемэр. Издательство "Capricci - Collection des Fondations". © 2012 Северин Вемэр (Фонд Technicolor) – Жиль Дюваль (Фонд Groupama Gan). Права на воспроизведение фото: кадры из фильмов в отреставрированной версии: © 2012 Studio37–Фонд Technicolor–Фонд Groupama Gan. Если иное не указано особо, все документы, фотографии и рисунки взяты из личных собраний Пьера Этекса и Жан-Клода Карьера. |
||
|