"Новости из прошлого": письмо от зрителя фильма "Сердца четырех"

30 апреля 2013, 13:18
Настоящий зритель
Письмо от зрителя фильма "Сердца четырех"
(снят в 1941, накануне войны; вышел на экраны 05.01.1945, за четыре месяца до ее окончания; реж. К.Юдин)




Фронт 19.03.45



Уважаемый тов. Юдин!

Прежде я хочу Вам напомнить о себе, чтоб Вы имели представление, с кем мысленно разговариваете. Я работал у Вас на студии с 1938 [по] 41 год парикмахером и хорошо знаю Вас и много других работников на студии. Хочу в своем маленьком письме Вам выразить свое боевое командирское спасибо за Вашу картину, которую, я помню, Вы начинали при мне. Это "Сердца четырех".

Первый раз я ее слушал в госпитале, был ранен и у меня глаза не видели с повязкой, я просил няню, чтоб она меня сводила в госпитальный клуб, где я хотя слышал бы разговор и музыку. Но Вы знаете, мне очень было больно глазам, шли без конца кровяные слезы. Я радовался тому, что пришли раненые, весело отдыхали и хохотали. Но я просил няню, она примерно мне рассказала сюжет. Я рассказал тов[арищам] по койке, что Юдина я знаю, рассказал, какие Вы сделали замечательные кинофильмы, рассказал им о работе режиссеров т.т. Пырьева, Эйзенштейна, Дзигана и др. режиссеров. Меня внимательно и интересно слушали раненые. И вот сейчас я в Германии. Много подбил танков и самоходных пушек. А фрицев, мне кажется, я побил только долю, всего у меня 74 убитых немца, пять раз я награжден за это орденами и имею три благодарности тов. Сталина. Но до окончательного уничтожения врага обещаю сделать еще много.

И вот вчера я уже зрячий, как настоящий зритель, смотрел в лесу, на переднем крае, "Сердца четырех". Очень понравилась нам всем эта комедия, и я рассказал своему расчету, - я командир орудия, - эту картину. Им также понравилась.

Ну, не стану отрывать Ваше дороге время своей запиской. Желаю Вам многие лета и дальнейшей плодотворной работы. Привет Виктору Слонимскому1 и Вартану.
С приветом к Вам
Пол. Почта 20693 "А" П.М. Фокин


Музей кино, Ф. 44, Оп. 2, Ед. хр. 12/3

1. Виктор Я. Слонимский – помощник режиссера на фильме "Сердца четырех". Так же был помощником режиссера на фильме К.Юдина "Девушка с характером" (1939).

Что же мог представить раненый, с больными, перевязанными глазами, тогда, весной сорок пятого? 
Он слышал диалоги, реплики, мужские и женские голоса. Весенние голоса и песню, лейтмотив фильма:
"Все стало вокруг голубым и зеленым…"

И он, наверно, представлял это: голубой и зеленый мир. И слышал всплеск воды. И голоса улицы. И пение птиц. Все такое мирное, милое, доверчивое, довоенное. И – уже – послевоенное.

Я вижу символический смысл в том, что фильм снят прямо перед войной, а вышел на экраны на ее исходе. Фильм словно бы пропустил войну, проспал. Не было этих страшных четырех лет. И год 1941-й равен году 1945-му. Мирное время на пороге. Война растаяла, как ночной кошмар при свете утра. И кажется, что главный посыл фильма:
Время обратимо, в прошлое можно вернуться.

За возвращение заплачено кровью, и плата принята, мир вновь стал голубой и зеленый. Прекрасный старый новый мир.
И устроен этот мир по-домашнему просто:
Герои противостоят друг другу. Но это не трагическое противостояние, и даже не драматическое. Мелодраматическое. Да и не противостояние вовсе, - симбиоз. Любовь правит бал. Герои отражаются друг в друге, как в зеркале. И эпизоды построены по этому же зеркальному принципу. Отзвуку, отсвету. 
Сцена с велосипедом – сцена с мотоциклом. 
Сцена с починкой машины – сцена решения задачи. 
Сцена приезда – сцена отъезда. (Но какой странный персонаж увозит героиню Валентины Серовой на запряженной повозке! Индифферентный, безучастный происходящему подросток.)
Мир прост и ясен. Прозрачен. Легко объясним. Как на уроке профессора астрофизика:
"Луна вращается вокруг своей оси, - объясняет солдатам профессор, - и вращается вокруг Земли – с той же скоростью. И потому мы видим только одну сторону Луны".

А что там на темной стороне, нам неведомо; изнанки у жизни нет и быть не может. Даже вредная маникюрша ничего не умеет разрушить, она лишь добавляет перчинку, - оттеняет вкус. И только лицо подростка-возничего – как обратная сторона Луны. Оно кажется чуждым этому пространству. Но и оно не разрушает сказку. Даже с завязанными глазами, сквозь кровавые слезы, можно увидеть голубой и зеленый мир. Можно вернуться.
Автор письма работал на фабрике, производящей грезы. Он был только парикмахером, но все же – причастен волшебству. Он видел актеров не только на экране, они для него не фантомы, - живые люди. Но даже знание изнанки волшебства, машинерии фокуса, не разрушает иллюзии. Иллюзия может оказаться реальнее действительности. Иметь гораздо большее значение. Этот как обещание счастья. Обещание, в которое веришь. И потому оно дает силы жить.

Публикация и послесловие старшего научного сотрудника Музея кино Елены Долгопят


Кадр из фильма (из материалов фототеки Музея кино).


Рабочий момент (из материалов фототеки Музея кино).


ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...