Концепция Музея кино / планы размещения в НИКФИ

29 января 2014, 20:52
Пока Музей кино снова находится в неопределенности относительно своего будущего помещения после отказа Министерства культуры от идеи размещения Музея в здании НИКФИ, мы решили ознакомить читателей с краткой концепцией Музея кино и конкретным примером ее реализации - проектом размещения Музея кино на территории НИКФИ, подготовленным по требованию Министерства культуры РФ. Цель данной публикации - рассказать о том, из чего состоят и как устроены музейные фонды, как должна функционировать музейная синематека и какими были бы экспозиция Музея и его выставочная деятельность, будь у него собственное полноценное здание. В качестве иллюстративных материалов использованы планы размещения Музея кино в НИКФИ и фотографии, сделанные в музеях кино и синематеках других стран.

20 ноября 2013 года прошло первое заседание Общественного совета по возрождению Государственного центрального музея кино, на котором и было принято решение о размещении Музея кино в НИКФИ. Позже от этой идеи в Министерстве решили отказаться. Предлагаем к ознакомлению протокол этого заседания



КРАТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ КИНО

Музеи кино соотносятся с современными многозальными кинотеатрами ("мультиплексами"), как храмы – с супермаркетами.
Сколь бы высокопарным и даже амбициозным ни казалось это сравнение – оно позволяет различать цели и функции двух типов восприятия кинематографа зрителем, а также объясняет суть структуры этих двух принципиально разных типов зрелищных организаций.

В отличие от кинотеатра – коммерческого зрелищного заведения, пассивно-развлекательного по принципу восприятия, куда публика приходит отдохнуть, приобщиться к быстротекущей моде, удовлетворить интерес к очередной нашумевшей новинке, поклониться очередным "идолам масскульта" и т.п., – зритель приходит в интерактивный мультимедийный Музей кино – в просветительское и воспитательное учреждение культуры – в надежде на встречу с Музой кинематографа, чтобы:

- узнать и пережить процессы изобретения кинематографа и становления его как искусства и как инструмента науки;
- познакомиться с мастерами кино и с произведениями, выдержавшими проверку временем, или с новыми фильмами, художественная значимость которых признана экспертами, но у которых мало шансов попасть на коммерческий экран;
- приобщиться к эстетическим, нравственным, гуманным ценностям, настраивающим, подобно камертону в оркестре, душу и ум человека на верный лад;
- постичь сквозь призму кино "большой мир" в разных его измерениях (среди них – история родной страны и других стран, законы общества и сложность человеческой личности, гармония природы и природа художественной фантазии).

Музей кино, как Земля в представлении древних, держится на трех "китах".
Эти "киты", друг от друга неотрывные и относительно независимые (по структуре, по содержанию работы, по формам и источникам финансирования, даже по возможному местоположению), суть
1) фондовые коллекции;
2) синематека – собрание фильмов и система просмотровых залов;
3) экспозиции – постоянные и временные.


ФОНДЫ

1.1. Музейное собрание документов, материалов и вещей призвано отражать:
а) историю изобретения и развития кинематографа во всех его видах и жанрах,
б) структуру и функционирование кино в обществе и в системе культуры, связанные с ним производственные организации и творческие объединения, важнейшие события киножизни (фестивали, премьеры и т.п.),
в) процесс создания фильмов разных видов и жанров, многообразие профессий, занятых в кинопроизводстве,
г) творческий и жизненный путь крупнейших мастеров кино,
д) художественные направления, школы и стили кино, поиски и эксперименты кинематографистов, потенциал и перспективы развития экранных искусств.

Огромный объем кинопроизводства, его причастность одновременно к промышленности, искусству и рынку, множество занятых в нем творческих, технических и экономических профессий, разнородность материалов
a) с одной стороны, усложняет процесс комплектования фондов Музея кино,
b) с другой стороны, обусловливает их быстрый рост и
c) требует, наконец, для их сохранения многих и разнообразных специализированных хранилищ с особыми режимами температуры, влажности, вентиляции и т.п.

Многообразие форм производства и его финансирования, юридических норм собственности и авторских прав не только на конечный результат (фильм), но и на его отдельные "компоненты" (сценарий, музыку) требует разработки специальных правовых документов по вопросам приобретения материалов для музейных фондов и их научного, публикационного и экспозиционного использования.

Неравномерное развитие киноведения (науки о кино – молодого искусства, чья история насчитывает немногим более ста лет) создает определенные проблемы для структурирования фондовых подразделений и научной каталогизации единиц хранения. В процессе становления и развития нашего Музея кино дважды уточнялась структура фондов и их каталогов, а внедрение компьютерных технологий привело к изменению принципов описания коллекций.

1.2. Ныне коллекции Государственного центрального музея кино в Москве членятся на следующие подразделения:

1) фонд (архив) рукописей и документов на бумажных носителях:
заявки, либретто и сценарии;
режиссерские разработки и операторские экспликации;
документы постановочного процесса; ноты композиторов кино;
стенограммы художественных советов, выступлений, дискуссий и лекций;
личные документы кинематографистов всех профессий, их дневники и письма;
рукописи книг о кино, мемуарные свидетельства, пресса и т.п.;
2) фонд изобразительных материалов:
эскизы декораций, костюмов и реквизита для игрового кино,
раскадровки, подготовительные материалы оформления фильма,
живопись и графика художников кино и кинематографистов,
портреты деятелей кино, шаржи и карикатуры на них, оригиналы листов
для диафильмов и другие изоматериалы, связанные с кино;
3) фонд анимации:
эскизы к мультфильмам, персонажам и фонам,
раскадровки, мультипликат, детали перекладок,
куклы и марионетки, декорации, технологические разработки и т.д.;
4) фототека (фотофонд на разных носителях – негативах, отпечатках, срезках кинопленки, слайдах и электронных дисках):
кадры из фильмов (кадротека) и рекламные фотографии,
фото выбора натуры и рабочие моменты съемок, биографические фотодокументы;
фотопробы актеров, портреты кинематографистов, открытки, личные фотоальбомы;
"фотолетопись киножизни", фотоработы деятелей кино,
"стереопары", фотографии эпохи и т.д.;
5) фонд плакатов, афиш и рекламных материалов к фильмам;
6) фонд костюмов и реквизита для игровых постановок;
7) фонд кино- и фототехники, а также предкинематографических аппаратов и приспособлений ("волшебных фонарей", праксиноскопов, стереоскопов, мутоскопов, "фоторужей" и т.п.);
8) предметно-мемориальный фонд:
личные вещи знаменитых кинематографистов, призы, памятные знаки и т.п.;
9) научная библиотека (фонд редкой книги, книги с автографами, редкая периодика по кино – на русском и иностранных языках).

Особым подразделением является комплекс Научно-мемориального кабинета (музея-квартиры) Сергея Михайловича Эйзенштейна, с которого началась история современного Музея кино. В нем хранятся личные вещи великого режиссера и теоретика кино (уникальная библиотека, подлинная мебель, собрание изобразительных материалов, часть архива), завещанные его вдовой П.М.Аташевой в 1965 для создания музея Мастера. В 1986 к мемориальному комплексу добавилось собрание мебели, вещей и книг XIX-начала ХХ века, которое типологически соответствует рижской квартире Михаила Осиповича Эйзенштейна и петербургской квартире Юлии Ивановны Конецкой-Эйзенштейн, где прошли детство и юность будущего режиссера. Эти вещи принадлежали крупному микробиологу Герману Вениаминовичу Эпштейну, дочь которого Изабелла Германовна завещала их музею.

К фондовым подразделениям относятся также научные отделы учета, комплектования, каталогизации и научной обработки фондовых коллекций c отделами компьютерного обеспечения электронного каталога и оцифровки фондовых материалов.

Примечание 1:
Начав буквально с нуля, Музей кино располагает ныне обширными коллекциями: общее число зарегистрированных единиц хранения на конец 2011 г. составляло 118 280, из них около 82 000 основного хранения, еще не описанных - около 130 000. Многие фондовые материалы отражают жизнь и деятельность крупнейших мастеров, а также процесс создания фильмов, вошедших в историю отечественного и мирового кино. Комплектование фондов развивается по экспоненте в связи с реорганизацией системы кинопроизводства, упразднением ряда киностудий, множеством личных коллекций кинематографистов и т.д.

Электронный каталог Музея кино доступен исследователям, студентам и всем любителям кино – благодаря Интернету, позволяющему в любой точке Земли войти на музейный сайт (www.museikino.ru) и через функцию "поиск" найти материал по названию фильма, по фамилии режиссера или по годам.

Фондами Музея кино ныне активно пользуются также средства массовой коммуникации (в том числе все телеканалы России), издательства книг и журналов, киношколы, а также музеи нашей страны и зарубежных стран – и как информационно-справочным, и как выставочным источником.

Общая площадь необходимых фондовых хранилищ (включая кинохранилище), оборудованных соответственно нормам хранения соответствующих материалов – не менее 4,500-5000 кв. метров. Расчет площадей, необходимых для Музея кино, во многом зависит от изобретательности архитекторов, от достижений экспозиционной видео- и компьютерной техники и т.д.

МУЗЕЙНАЯ СИНЕМАТЕКА

2.1. Основой Музейной Синематеки являются:
отдел хранения и реставрации киновидеофонда (собрания позитивных копий российских и зарубежных, полнометражных и короткометражных фильмов на 35 мм, 16 мм и 8 мм пленке, кассет систем Betacam, U-matic, VHS и superVHS, дисков DVD; в него входят также комплекты соответствующей кино- и видеоаппаратуры для коллективных и индивидуально-научных просмотров);
научный отдел кинопрограмм, который планирует и готовит "экранные экспозиции" и образовательные программы музея из фильмов собственной коллекции и других киноархивов, а также разрабатывает ретроспективы и циклы совместно с зарубежными коллегами, с посольствами и организациями культуры зарубежных стран;
система кинозалов (по меньшей мере четыре: на 350-400, 200 и 2 по 100 мест) с универсальным проекционным оборудованием: кинопроекторами обычного и узкопленочного формата с редукторами, которые позволяют менять скорость проекции кинопленки от 16-18-ти кадров в секунду (для показа немого кино) до 25-ти кадров в секунду (принятой для телефильмов), видеопроекторами и плейерами всех действующих форматов, с отделом организации сеансов (в котором работают PR-редакторы, дежурные администраторы, инженеры по киновидеотехнике, киномеханики, контролеры и т.п.);
публичная медиатека (собрание книг и периодики по кино, фильмов на DVD и видеокассетах для индивидуального просмотра на мониторах);
а также конференц-зал (на 100-120 мест для проведения лекций, конференций, дискуссий и т.п.) с возможностями видеопроекции.

2.2. Синематечные сеансы являются специфической для Музея кино формой экранного экспонирования конечного оригинала кинотворчества – фильма – в его полном и (желательно) адекватном авторскому замыслу виде.
Синематека показывает в своем многозальном помещении снятые в любом метраже и записанные на любых носителя фильмы разных видов и жанров, разных эпох и стран, адресованных разным (по интересам, возрасту, образовательному цензу) группам зрителей.

Репертуар Музея кино предполагает разные типы экранного экспонирования фильмов:
постоянные исторические ретроспективы, тематические циклы, видовые и жанровые рубрики (что соответствует постоянной музейной экспозиции),
персональные ретроспективы творчества мастеров кино, национальные панорамы и компаративные кинопрограммы, презентации творческих школ и направлений (что соответствует временным выставкам классических музеев),
учебные курсы и клубные занятия для детей, студентов и взрослых зрителей (что соответствует просветительской деятельности музеев).

Примечание 2:
В четырех музейных залах Киноцентра на Пресне ежемесячно проходило от 140 до 150 сеансов (при невозможности в условиях офисного здания проводить в будни дневные сеансы для детей и пенсионеров);
в течение сезона (с сентября по июнь) показывалось около1500 - 1600 фильмов, включая короткометражные, отечественного и зарубежного производства;
ежедневно в кинозалах было от 300 до 500 зрителей, в целом за сезон (с сентября по июнь включительно) через "экранные экспозиции" Музея кино проходило около 120 000 человек.

ЭКСПОЗИЦИИ И ВЫСТАВКИ

3.0. В зданиях, специально построенных для музеев кино (как в Берлине, Лондоне, Пекине или Амстердаме) либо определенным образом для них переоборудованных (как в Турине, Потсдаме, Париже или Франкфурте), принципиально важны постоянные экспозиции. Их отсутствие (при установке на временные и сменные выставки) низводит национальный Музей кино на уровень региональной или муниципальной Синематеки.

Новейшие технологии обеспечивают экспозициям киномузеев гибкость и постоянную модернизацию – для презентации максимально широкого исторического и современного материала, а также для достижения интерактивности.

Выставки (временные, передвижные, комплексные и т.д.) на любые темы, связанные с кино, могут развертываться на определенный срок в особой галерее самого Музея кино, а также в других музеях, галереях и учреждениях культуры, в фойе кинотеатров (в электронных копиях) и т.п.

3.1. Основным принципом постоянных экспозиций российского Музея кино представляется монтаж реальных экспонатов с виртуальными, которые демонстрируются на специально построенной системе экранов разной величины – от проекционных до электронно-мониторных, рассчитанных как на коллективное, так и на индивидуальное восприятие.
Иначе говоря, в экспозиции сочетаются подлинные предметы (в том числе живописные и фотографические изображения) и виртуальные экспонаты.

  • Берлин. Робот Мария - "Метрополис" Фрица Ланга
  • Берлин. Зал Марлен Дитрих
  • Париж. Абсолютное кино. Рисунки Викинга Эггелинка
  • Париж. Игольчатый экран Александра Алексеева

Прообразом такого принципа является не анфилада ренессансного дворца, предопределившая структуру большинства классических музеев, а единое сакральное пространство храма с приделами, часовнями, криптами, реликвариями, исповедальнями. Важнейшую роль в нем играют сакральные реликвии, иконы, картины, скульптуры, а также витражи и фрески. Аналогами их в Музее кино являются экспонаты реальные и виртуальные.

Среди первых – реликвии истории кино, мемориальные вещи классиков кино, "материальные свидетельства", отражающие определенные аспекты кинотворчества (рукописи, эскизы, костюмы и т.п.), уникальная или редкая аппаратура, фотографии и т.п.
Виртуальные экспонаты (так называемые "экспофильмы) специально подготавливаются для экспозиции и выставок музея на основе фильмов, "хроники киножизни", документальных кадров и фотографий, других источников.

В экспозиции могут использоваться материалы как сохранившихся фильмов (не обязательно знаменитых, но показательных для общего процесса), так и картин, не дошедших до наших дней, а также замыслов крупнейших мастеров, прерванных в производстве цензурой или даже не начатых, а только подготовленных авторами к постановке, но принципиально важных для закономерностей развития кино.

Виртуальные экспонаты могут мгновенно меняться на экранах – в зависимости от интересов публики, характера группы посетителей, индивидуального "запроса" в базе данных, при смене определенной темы, в связи с памятной датой и т.п. Это делает экспозицию не только чрезвычайно гибкой и вариативной, но и почти безграничной по широте и ёмкости, что обеспечивает многократное посещение музея зрителем.

В так организованной экспозиции естественно сочетаются:
коллективное (групповое) и индивидуальное восприятие,
реальность и воображение,
феномен и обобщение.

Благодаря этому становятся достижимы оба принципа "культурного отдыха":
захватывающее напряжение аттракциона (развлечение)
и спокойное созерцание, "работа духа" (постижение).

3.2. Постоянная экспозиция Музея кино представляется состоящей из двух взаимодополнительных "блоков", что позволяет сочетать диахронный (историко-культурный и просветительский) и синхронный (учебно-образовательный) принципы освещения столетней эволюции кинопроизводства и эстетики "десятой музы".

Синхронный комплекс должен представить "археологию" (предысторию) и историю изобретения кино и "модель кинотворчества"

Вечное изобретение кино (название условное)

1) В экспозициях всех киномузеев один из самых увлекательных разделов, где можно не только увидеть, но и "пощупать руками" становление - "археологию" и "утопию" - записи движения, звука, цвета:

- процесс "вечного изобретения кино", который насчитывает много столетий, охватывая самые разные формы "экранного искусства" - от восточного "театра теней", ренессансной "камеры обскуры" и "волшебного фонаря" до "оптического театра" Рейно и японского театра слайд-проекции "уцуси-э" до изобретения фотографии, "фоторужья", пленки с перфорацией, электрических приборов, обтюратора;
- поиски формы кинозрелища (например, соперничество индивидуального кинетоскопа Эдисона с рассчитанной на коллективное восприятие съемочно-проекционной кинокамерой братьев Люмьер во Франции и братьев Складановских в Германии);
- усовершенствование кинокамер, объективов, кинопленки;
- изобретения звукового, а затем цветового кино;
- первые прорывы к стереоизображению (от стереоскопов до стереокино);
- первые опыты фиксации изображения и звука на магнитную ленту, а затем на цифровые диски и другие носители;
- роль компьютерной техники в современном кинопроизводстве;
-передача звукозрительных записей на большие расстояния (с помощью телевидения, спутников и сети Интернета)…

В отличие от политехнических музеев, музеи кино собирают, изучают и экспонируют эти технические изобретения и усовершенствования в их связи с эстетикой. Так, сочетание в экспозиции реальной кинокамеры с "экспофильмом" в экранной проекции или в мониторе позволяет показать, какие художественные возможности дает союз искусства с техническим прогрессом.

"Именные" кинокамеры с индивидуальными модификациями дают повод раскрыть творческий почерк того или иного оператора, его неповторимый стиль…

Новые типы кинотехники, обеспечивающие недоступные прежде методы съемки, обработки кадров, монтажа, озвучивания и т.п., неотрывны от поисков и манифестов целых художественных направлений в кино…

"Век высоких технологий" делает этот раздел Музея кино особенно актуальным и привлекательным для молодежи.

  • Берлин. Вход_Звездные фильмы Германии
  • Берлин. Катастрофа Метрополиса. Стена мониторов
  • Париж. Волшебные фонари. Множественность проекций
  • Турин_Изображение в камере обскура
  • Потсдам_Монтажный стол для пленки и электронный монтаж

2) Второй "блок" этого раздела экспозиции посвящен тому, как поэтапно и какими профессиями создается игровой фильм. Он – своего рода модель киностудии в действии

 
"Схема" кинопроизводства определилась в начале ХХ века и сохранилась по сей день – при всех изменениях в технологии кинопроизводства, в формах и видах восприятия "аудиовизуального искусства" (в кинотеатрах, на видеомониторах, по телевидению или в Интернете). В данном комплексе залов посетитель музея пройдет путь по воображаемой киностудии – от заявки на фильм и всех этапов подготовительного периода его постановки, через процесс съемки, до монтажа и озвучания картины. На этом пути зрителю встретятся основные студийные подразделения, отражающие коллективность совместного творчества художников разных профессий и синтез искусств в кино. Это позволит ему увидеть промежуточные оригиналы каждого из искусств – произведения словесного, изобразительного, режиссерского, актерского, музыкального творчества, которым предстоит сформировать конечный результат (фильм).

В каждом "подразделении" будут также представлены реальные и виртуальные экспонаты, отражающие художественные достижения отечественных мастеров и крупнейших кинематографистов разных эпох, стран и направлений.

Благодаря интерактивным экспозиционным установкам в каждом разделе зритель сможет в дополнение к общей экспозиции вызывать по каталогу из электронной памяти музея "видеоролики" об интересующих его кинопрофессиях и художниках, фильмах и их компонентах.

На пути от заявки до рекламы зрителю встретятся:

"Офис продюсера", который должен сопоставить эстетический и экономический потенциал замысла: его новизну и актуальность, интересы и запросы потенциального зрителя, таланты "заявителей" и возможных участников постановки, возможные затраты и доходы будущего фильма.

Здесь можно будет увидеть подлинные вещи и документы А.Ханжонкова, посмотреть на мониторе "экспоролик" о директорах "Мосфильма", услышать в "аудиобоксе" отрывки из мемуаров руководителя студии "Межрабпом-Русь" М.Алейникова, в компьютере "пролистать альбом" знаменитого голливудского продюсера Дэвида Сэлзника или французского продюсера Анатоля Домана.

"Сценарный отдел", где работа сценариста рассматривается во всех ее измерениях – от темы, ясности повествования, разработки характеров, точности диалогов до зрелищности ситуаций и общей ритмической композиции.

Тут можно, например, представить в оригиналах развитие сценария от примитивной "записи на манжете" до киноповести, выставить сценарные "графики" Дзиги Вертова и автограф кинопоэм Александра Довженко, показать на экране "кинопортреты" Евгения Габриловича и Геннадия Шпаликова, Чезаре Дзаваттини и Тонино Гуэрры, Жака Превера и Анжела Вагенштайна, проследить благодаря компьютерам напряженную работу автора над сценарием, творческую и цензурную правку, изменения а процессе съемок…

"Мастерская режиссера", где можно понять, что такое первоначальная режиссерская экспликация, как развивается режиссерский сценарий и собираются подготовительные материалы, как режиссер собирает коллектив своей группы…

В витринах и на экранах можно будет увидеть реальную работу постановщика фильма – например, подготовку съемок Ледового побоища из "Александра Невского" Сергея Эйзенштейна и Бородинской битвы из "Войны и мира" Сергея Бондарчука, репетиции Сергея Герасимова и Жана Ренуара с актерами, варианты сцен из фильма Марлена Хуциева "Мне 20 лет" и кадров из комедий Чарли Чаплина, эпизоды, не вошедшие в "Солярис" Тарковского или в "Дерсу Узала" Акиры Куросавы, и т.д.

"Мастерские художников", разрабатывающих декорации в павильонах и на натуре, костюмы персонажей фильма, реквизит, комбинированные съемки ("спецэффекты") и т.п. В оригиналах и на экранах увидеть эскизы, раскадровки, архитектурные проекты, макеты и т.д., - и снятые по ним кадры. К этим ателье примыкают костюмерные, реквизитные, архитектурные мастерские с изготовленными в них реальными предметами.

На экранах – экспоролики о творчестве крупнейших художников кино, репортажи со съемочных площадок, "аналитические этюды" о том или ином конкретном решении художников.

"Операторский цех" и связанный с ним "цех кинотехники", в которых можно узнать о разных съемочных камерах и операторских кранах, тележках, стадикамах, о типах объективов и фильтров, о видах кинопленок и о разных художественных эффектах, достигаемых с их помощью.

Кроме реальных предметов, можно посмотреть на экранах "экспоролики" о богатстве и разнообразии эстетических направлений и школ в операторском искусстве, об индивидуальных стилях великих операторов (от эпохи Люмьеров и Мельеса до эры цифровых технологий), вызвать на монитор фрагменты шедевров операторского мастерства.

"Актерский отдел" с его картотеками "звезд", "эпизодников" и массовки, с его мифологией и анекдотами (что может стать "сюжетами" виртуальных экспонатов) и примыкающий к нему "гримерный цех" с мастерскими париков, усов и бород…

Зритель может быть "втянут" в интерактивные компьютерные игры с возможностью "загримировать" свое изображение, реально сняться на "кинопробу", вписать себя в экранную "заготовку"… Или вызвать из памяти музея сцены с им любимыми актерами или ему неизвестными знаменитостями.

"Павильон", где сходятся в работе все упомянутые выше профессии, - потенциально один из самых увлекательных отделов экспозиции…

Можно представить себе в этом разделе восстановленную декорацию, например, "Марсианского дворца" из "Аэлиты" Якова Протазанова с системой экранов, на которых будут как сцены из этого фильма, так и кадры "космических фильмов" от "Соляриса" Андрея Тарковского до "Космической Одиссеи" Стенли Кубрика. Или реконструкцию декораций "Ивана Грозного" Эйзенштейна либо другой исторической (сказочной, современной) картины – с "экспороликами" о съемках в них…

"Звукоцех" с его мастерами и звукозаписывающей техникой, с коллекцией фонограммам композиторов и шумотекой…
"Монтажный цех" с его техникой – от примитивной "моталки" и раннезвуковой "мувиолы" до компьютерной монтажной "линейки".
На мониторах и экранах демонстрируются варианты монтажа (с разным порядком и ритмом одних и тех же кадров, с различным музыкальным и шумовым оформлении)…

И, наконец, "рекламно-маркетинговый отдел" с выставкой плакатов, фотографиями и съемками исторических премьер, призами фестивалей, мнениями критиков и зрителей и т.п.

  • Дюссельдорф. Макет павильона Мельеса
  • Дюссельдорф. Макет съемки с движущейся камеры кадра для ПОСЛЕДНЕГО ЧЕЛОВЕКА Мурнау
  • Лион. Макет Кафе на улице Капуцинов
  • Турин. Макет кабинета сценариста
  • Потсдам. Макет декорации НИБЕЛУНГОВ Ланга

Диахронный комплекс - это история развития киноискусства:

Век кино (название условное)

Посетители музея получают возможность пройти путь эволюции кино на протяжении всего ХХ века, одновременно с развитием других искусств, в прямой или косвенной зависимости от перемен в государстве, в обществе и политике.

Благодаря системе разнородных и разноформатных экранов (проекционных и мониторных, часть которых рассчитана на коллективное, а часть – на индивидуальное восприятие) экспозиция позволит познакомиться с самыми выдающимися и с наиболее характерными для каждого исторического периода фильмами, вошедшими в классику отечественного и мирового кино.

Она должна также предусмотреть возможность получить через компьютеры (из единой базы данных) в зонах индивидуального "запроса" дополнительные сведения и впечатления о крупнейших мастерах, легендарных "звездах", экранных произведениях.
Наряду с игровым кино здесь должно быть представлено и кино документальное – как своими произведениями, так и хроникальными кадрами, образующими "картину эпохи".

Представляется, что эта часть экспозиции естественно членится на три "блока", каждый из которых распадается на два "крыла" (названия разделов здесь условны).

I. Немое кино
1. Раннее русское кино
Экспозиция охватывает "начальный период" отечественной киноистории (1896 – 1919) – от первых съемок французских операторов в России и личных операторов императора Николая II, через становление российского кинопроизводства и первые шедевры Якова Протазанова, Евгения Бауэра и Владислава Старевича, до советского декрета о национализации кино.
Ее прямо продолжает раздел о "русском кино в изгнании" (1919 – 1930).

Это история творчества крупнейших российских кинематографистов-эмигрантов: режиссера Александра Волкова, аниматора Владислава Старевича, художника Андрея Андреева, актеров Ивана Мозжухина, Григория Хмары, Ольги Книппер-Чеховой, Ольги Баклановой и многих других в Париже, Берлине, Голливуде.

В "параллельном ряду" экранов могут быть представлены видеоэкспонаты о творчестве кинематографистов Франции, Германии, Италии, Дании, США и других стран, влиявших в начале ХХ века на развитие киноискусства в России.

2. Раннее советское кино
Основа этой части экспозиции – "агитационное кино" первых лет после революции (1919–1923) и "золотой век" эпохи НЭПа (1924–1929), отмеченный новаторскими экспериментами, практическими достижениями и теоретическими утопиями молодых деятелей советского "авангарда". Это фильмы и школы режиссеров Льва Кулешова, Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Абрама Роома, Бориса Барнета, Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Александра Довженко, Николая Шенгелая, работавших с ними сценаристов, операторов, художников, актеров.

Не будет обойдены и современные им так называемые "традиционалисты", пользовавшиеся успехом у широкой публики: картины вернувшегося из эмиграции Якова Протазанова, жанровые фильмы Ольги Преображенской, Александра Ивановского, Владимира Гардина и других кинематографистов, оставшихся на родине после революции.

Экранные экспонаты в "параллельных зонах" позволят сопоставить с отечественным кино художественные принципы и достижения крупных зарубежных кинематографистов этой эпохи из США, Франции, Германии, Италии, Дании, Швеции, Японии.

II. Звукозрительное кино
II.1. Раннее звуковое кино
Данная часть экспозиции представит период преображения кино, когда открытие способов звукозаписи на кинопленку привело к изменению поэтики кинозрелища и к новым экспериментам (1930-1934), а затем к установке на новую систему жанров, сюжетов и героев (1935-1941). Кризис корифеев "авангарда", обозначенный как "сумерки богов", сопровождался приходом поколения "новых прозаиков" (среди них – режиссеры "братья" Васильевы, Григорий Александров, Иван Пырьев, Михаил Ромм, Николай Экк) и "новых поэтов" (Александр Медведкин, Игорь Савченко), новых актерских "звезд", а также развитием национальных (республиканских) кинематографий.

Показ творческого освоения звукозрительной образности дополняется демонстрацией процесса насаждения "социалистического реализма" в кино, цензурных искажений и репрессий, утверждения на государственном уровне идеи "советского Голливуда" (образцы произведений реального Голливуда могут появиться на "параллельных" мониторах).

2. Кино военной поры
Эпоха Великой Отечественной войны (1941–1945) – период художественного и жизненного подвига кинематографистов: документалистов на фронтах и "игровиков" центральных киностудий, возродивших в Средней Азии производство фильмов. Это время объединения кинематографистов всех направлений в защиту родины, период "стихийной демократизации" в искусстве, приведшей к показу на экране трагедии народа и к рождению такого шедевра мирового кино, как "Иван Грозный" Эйзенштейна – "трагедия самодержавия".

В Музее кино хранится уникальная коллекция подлинных реликвий: съемочных камер, личных вещей, фотографий и кадров фронтовых операторов. Виртуальная экспозиция документального и игрового кино в этом разделе может строиться на сопоставлении кадров из отечественных картин и образов из фильмов наших союзников по борьбе против фашизма.

Послевоенный период "холодной" войны, "борьбы с космополитизмом" и малокартинья (1945–1954) отразился не только в "антизападной" тематике фильмов, не только в псевдопатриотическом историко-биографическом жанре, не только в появлении "живых паноптикумов" ("кино полководческих побед"). Он проявился в насаждаемом стиле псевдоклассицизма, который контрастировал с итальянским неореализмом, в это время влиявшим не только на кино Европы, Азии, Латинской Америки, но исподволь и на кинематографистов Советского Союза.

III. Хромофонное кино
1. Кино "Оттепели"
Экспозиция, посвященная кинематографу эпохи "оттепели" (1955 –1968), может быть чрезвычайно насыщенной и разнообразной. В ней должны отразиться дебюты "поколения лейтенантов": это воевавшие на фронте Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий, Василий Ордынский, Александр Алов, Сергей Бондарчук, Яков Сегель, Лев Кулиджанов, Сергей Урусевский, Федор Хитрук и учившиеся во ВГИКе Михаил Швейцер, Владимир Венгеров, Марлен Хуциев, Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Сергей Параджанов, Владимир Наумов…

Здесь же – первые фильмы "детей оттепели": Андрея Тарковского, Василия Шукшина, Отара Иоселиани, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Александра Митты, Толомуша Океева, Андрона Кончаловского, и других.

Особая тема – преображение "учителей": Михаила Ромма, Юлия Райзмана, Михаила Калатозова, Сергея Герасимова…
Кинотворчество этого периода хорошо представлено в коллекциях эскизов и фотографий, а также мемориальных вещей кинематографистов.

"Параллелью" к этому материалу может стать виртуальная экспозиция о "мэтрах" и "новых волнах" в кино стран Восточной и Западной Европы, США, Бразилии, Японии…

III.2. Позднее советское кино
Период "застоя" (1969–1985) оказался парадоксально плодотворным для кино СССР. Он отмечен новым пониманием личностного, социального и исторического начал в искусстве. На это время приходитсязрелость творчества "детей оттепели" и приход в кино блестящей плеяды новых режиссеров (таких, как Александр Сокуров, Вадим Абдрашитов, Алексей Герман, Юрий Норштейн и др.), актеров, художников, операторов и других мастеров, соединивших опыт отечественного и современного мирового кино.

Вместе с тем, визуальную драматургию этой части экспозиции определяют идеологические и эстетические противоречия эпохи: противоборство цензуры и свободного творчества, ростки нового кино в союзных республиках и попытки заглушить их, конфликт жанрового и авторского начал, перерождение "поэтического" кино в маньеризм.

Примечание 3:
Кино эпохи "перестройки" (1986-1991) и начало нового кино России (с 1991) должны, видимо, поначалу отразиться в серии временных выставок в особой галерее музея, что позволит осознать текущий кинопроцесс в его новых достижениях и противоречиях и даст возможность закономерно отобрать материал для будущей постоянной экспозиции.

Примечание 4:
Предметом экспонирования являются все виды кинематографа:
игровой, документальный, научно-популярный, анимационный, телевизионный.

В Музее кино может быть выделен учебно-воспитательный комплекс анимации, адресованный и детям, и взрослым (что не исключает организацию отдельного развлекательного Музея Анимации типа американского "Дисней-лэнда" или японского "Гибли-музея" Миядзаки). Аналогичным образом научно-популярное кино, которое в последнее время развивается на образовательных телеканалах типа "Discovery", заслуживает собственного экспонирования. Возможно, его виды и шедевры нуждаются в специально построенном кинокомплексе с условным названием КиНооСфера, предмет которого – природа и цивилизация, увиденные через кинообъектив. В данном контексте эстетическая сторона кинотворчества подчинена целям естественно-научным, историческим, философским, этнологическим и т.п.

Дом Мастера


Отдельной частью постоянной экспозиции должен стать Музей Сергея Михайловича Эйзенштейна – уникальный научно-мемориальный комплекс, завоевавший за почти полвека существования репутацию "Мекки кинематографистов" и "реликвария мирового значения". Он может располагаться как в том же здании, что и Музей кино (если позволяет пространство), так и в отдельном здании (как показывает опыт других музеев, где персональный музей является филиалом основного).

Интерьер квартиры (вещи, библиотека, коллекции живописи, графики, пластики) самого знаменитого и влиятельного российского кинематографиста – великого режиссера, теоретика, рисовальщика, педагога – отражает и разносторонность его дарования, и "всемирную отзывчивость" его интересов, и неразрывную связь его жизни и творчества с многовековой культурой, с судьбами родной страны и всего мира.

Сохранившиеся с редкой полнотой предметы, документы и архив позволяют не только воссоздать личностный мир художника – обстановку жилища (своего рода "автопортрет" человека), но и в "параллельных" виртуальных экспозициях показать его "универсум": комплекс его трудов и замыслов, его друзей и великих соратников. Здесь можно будет увидеть графику Эйзенштейна, "прикоснуться" с помощью компьютеров к его вещам и книгам, понять социальный и культурный контекст его фильмов (от фольклора и древних икон до эстетических утопий авангарда).

Опыт персональных выставок Эйзенштейна, имевших огромный успех во всем мире – от Токио и Варшавы до Лондона и Нью-Йорка, от Канн и Парижа до Тампере и Салоников – подтверждает интерес самых широких слоев публики к его биографии, индивидуальности и творческому наследию.

Дом Художника вмещает в себя широкий мир – Россию и Среднюю Азию, Европу и Америку, Японию и Мексику, он существует в "большом времени" - от древних цивилизаций до современности. Его жизнь и творчество воплощают свойство, сущностное и принципиальное, по мысли Достоевского, для русского искусства: "всемирную отзывчивость".

Примечание 6:
Экспозиция "Дома Мастера" предполагает не только постоянный мемориальный комплекс (с большим набором виртуальных экспонатов), но и небольшие залы для сменных выставок, посвященных жизни и творчеству как самого Эйзенштейна, так и его соратников и современников, а также для выставок о "контекстных" явлениях культуры – от японской графики и русского лубка до средневекового театра до оперы Вагнера и музыки Прокофьева.

Временные (сменные) выставки

Наряду с постоянными экспозициями необходимы временные выставки.
За время своего существования Музей кино организовывал в небольших залах Киноцентра на Пресне разного рода и жанра выставки:

- отчетно-фондовые (отражавшие новые обретения за каждые 5 лет),
- концептуальные ("Мозаика кинокультуры", "Слово и изображение", "Фабрика эксцентрического актера"),
- персональные, героями которых были режиссеры (Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Анджей Вайда, Рустам Хамдамов, Райнер Вернер Фассбиндер и др.), операторы (Андрей Москвин, Сергей Урусевский), художники-постановщики (Петр Галаджев, Александр Пархоменко, Валерий Кострин), художники-костюмеры (Эльза Раппопорт), аниматоры (Александр Алексеев, Юрий Норштейн, Александр Петров, Федор Хитрук),
- видовые ("Живые картинки и куклы", "Искусство кинорекламы в России, 1908 – 1934"),
- тематические ("Раннее русское кино, 1908 – 1918", "Кино эпохи Великой Отечественной войны, 1941-1945") и др.

Музей кино принимал участие в выставках других музеев – предоставляя свои экспонаты ("Российские художники кино" в Государственной Третьяковской Галерее), помогая в организации специальных "киносекций" (например, на выставке "Берлин-Москва-Берлин", "Животные в искусстве", "Русский конструктивизм" и т.д.).

Опыт показывает, что такого рода выставки необыкновенно расширяют материал, вовлекаемый в научный и художественный оборот. Они помогают зрителю лучше понимать сложный мир кино, мастерство отдельных кинематографистов, выразительные возможности киноязыка, связи кино с другими искусствами и областями социальной жизни. Они разнообразят и актуализуют выставочную деятельность музея. На них также можно пробовать новые и экспериментальные формы презентации, разрабатывать новые темы, включать в экспозицию новейшие технические средства.

О помещениях, необходимых для Музея кино в Москве

Расчет площадей, необходимых для всех подразделений Музея кино, зависит от изобретательности архитекторов, от достижений экспозиционной киновидеотехники и т.д. Сейчас можно указать лишь примерные площади, необходимые для указанных частей музея, а также для его инфраструктуры.

1. Фондовые хранилища разных режимов вместе с рабочими кабинетами хранителей, занятых комплектованием, учетом, каталогизацией, реставрацией и хранением коллекций, и отделом оцифровки материалов требуют по меньшей мере 3500-4000 кв.м.
2. Синематека с четырьмя кинозалами (1200 кв.м.) и аппаратными (100 кв.м.), конференц-залом (300 кв.м.), фильмохранилищем (1000 кв.м.), отделом реставрации фильмов (50 кв.м.), рабочими кабинетами (90 кв.м)
3. Постоянная экспозиция из шести разделов может потребовать как минимум 8 000, "Дом Мастера" (мемориальный комплекс С.М. Эйзенштейна) в зависимости от местоположения внутри общего Музея кино или в отдельном здании – займет около 500 – 800 кв. м.
Залы для временных выставок, служебными помещениями для монтажа экспозиций и хранилищами экспооборудования потребуют около 1500 кв.м.
4. Кабинеты административных и научных сотрудников (требующие дневного освещения), технического и обслуживающего персонала – около 2500 кв.м.
5. Комплекс служб, связанных с изготовлением виртуальных экспонатов и печатных рекламно-информационных материалов, а также с обслуживанием и ремонтом проекционной и компьютерной техники – около 500 кв.м.
6. Публичная библиотека и медиатека (хранилища и зал) – около 700 кв.м.

Общий объем здания, таким образом, – около 20 440 кв.м. + инфраструктура (фойе с кассой, гардеробом и туалетами, с кафе и музейным магазином) + подразделения по инженерно-техническому обслуживанию здания – согласно нормативам.

Ряд музейных помещений, включая хранилища, часть экспозиционных залов, кинозалы и технические службы, может быть расположен в подземной части комплекса.

Зачем нужны Музеи кино

Музей кино в равной мере обращен к прошлому, к настоящему и к будущему – он восстанавливает связь времен и возвращает актуальность накопленным в кино нравственным и эстетическим ценностям.

Музей кино не только причастен к современному развитию экранного искусства (во всех его видах и формах) – он способен участвовать в приобщении зрителя к процессу духовного развития своей страны и человечества в целом.

Музей кино входит в систему традиционных музеев, дополняя ее тем, что ни в одном из них не представлено: кинокультурой России. Он может также достойно представлять картину российской кинематографии в системе киномузеев мира.

Здание для Государственного центрального музея кино должно быть построено в Москве на основе международного архитектурного конкурса.

Музеи кино и Синематеки могут и должны быть организованы также в Санкт-Петербурге и во всех региональных центрах Российской Федерации. Это станет одним из эффективных путей возрождения российского киноискусства.

Общая концепция Музея кино,
"Киноведческие записки", №84, 2007 год

"Идеальный музей кино", интервью с Наумом Клейманом
"Киноведческие записки", №84, 2007 год

ВКонтакте
Facebook
Twitter
Мой мир на Мail.ru
Яндекс.Закладки
Google Reader
 

Начало

 
Адрес дирекции: 119991, Москва, ул. Мосфильмовская, д 1, корп. 3 (фондовые отделы) Электронная почта: ,    

Подписаться на новости

Введите свой адрес в поле ниже

     
Загрузка...